Модуль "Основы теории первого иностранного языка". Теоретическая фонетика

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине: обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

– владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ОПК-3);

– способностью свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ОПК-7);

– способностью использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-23).

Необходимо, чтобы обучающиеся:

Знали:

- принципы артикуляционной классификации для гласных и согласных фонем с особенностями коартикуляционных эффектов;

- понятия  о характеристиках сложных звуковых образований в фонетическом слове и фонетическом словосочетании, позиционные и комбинаторные изменения звукового облика слова в потоке речи;

- единицы речевого потока, семь типов интонационных конструкций русского языка, основные фонетические средства интонационного оформления текста;

- произносительные нормы современного русского языка с целью выделения релевантной информации;

- фонетические и фонологические особенности диалогической и монологической речи для решения профессиональных задач в области коммуникации.

Умели:

- делать фонематическую и фонетическую транскрипции текста с учётом основных законов изменения звукового облика слова в потоке речи;

- квалифицированно использовать произносительные образцы в общественной коммуникации;

- воспринимать особенности русской нормативной и спонтанной речи в различных жизненных ситуациях;

- обеспечить самоконтроль за интонационным оформлением и синтагматическим членением текста в процессе речевого поведения.

- четко ориентироваться в фонетическом материале;

- производить синтагматическое членение и интонационную транскрипцию текста;

- осознавать взаимосвязь разных фонетических явлений на сегментом и супрасегментном уровнях;

- уметь применять фонетический анализ изучаемых речевых текстов для решения профессиональных задач;

- выражать мысли на заданную тему, адекватно реагировать на реплики собеседника, используя закономерности русской фонетики.

Владели:

- орфоэпическими нормами русского литературного языка и использовать их при продуцировании собственной речи;

- правилами чтения и произношения, учитывая фонетические процессы на стыке слов в словосочетаниях, позиционные и комбинаторные изменения звукового облика слова в потоке речи;

- произносительными навыками интонационного оформления речи, иметь опыт произведения синтагматического членения и интонационной транскрипции текста;

- навыками свободного использования произносительных норм современного русского языка с целью выделения релевантной информации;

- коммуникативной компетенцией, соответствующей условиям и целям общения;

- слухо-произносительными навыками и умениями в различных сферах общественной коммуникации.

Место дисциплины в структуре ОПОП: общенаучный цикл, вариативная часть


Преподаватель курса: Иванова Александра Павловна