Модуль "Основы теории первого иностранного языка". Теоретическая фонетика
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине: обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
– владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ОПК-3);
– способностью свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ОПК-7);
– способностью использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-23).
Необходимо, чтобы обучающиеся:
Знали:
- принципы артикуляционной классификации для гласных и согласных фонем с особенностями коартикуляционных эффектов;
- понятия о характеристиках сложных звуковых образований в фонетическом слове и фонетическом словосочетании, позиционные и комбинаторные изменения звукового облика слова в потоке речи;
- единицы речевого потока, семь типов интонационных конструкций русского языка, основные фонетические средства интонационного оформления текста;
- произносительные нормы современного русского языка с целью выделения релевантной информации;
- фонетические и фонологические особенности диалогической и монологической речи для решения профессиональных задач в области коммуникации.
Умели:
- делать фонематическую и фонетическую транскрипции текста с учётом основных законов изменения звукового облика слова в потоке речи;
- квалифицированно использовать произносительные образцы в общественной коммуникации;
- воспринимать особенности русской нормативной и спонтанной речи в различных жизненных ситуациях;
- обеспечить самоконтроль за интонационным оформлением и синтагматическим членением текста в процессе речевого поведения.
- четко ориентироваться в фонетическом материале;
- производить синтагматическое членение и интонационную транскрипцию текста;
- осознавать взаимосвязь разных фонетических явлений на сегментом и супрасегментном уровнях;
- уметь применять фонетический анализ изучаемых речевых текстов для решения профессиональных задач;
- выражать мысли на заданную тему, адекватно реагировать на реплики собеседника, используя закономерности русской фонетики.
Владели:
- орфоэпическими нормами русского литературного языка и использовать их при продуцировании собственной речи;
- правилами чтения и произношения, учитывая фонетические процессы на стыке слов в словосочетаниях, позиционные и комбинаторные изменения звукового облика слова в потоке речи;
- произносительными навыками интонационного оформления речи, иметь опыт произведения синтагматического членения и интонационной транскрипции текста;
- навыками свободного использования произносительных норм современного русского языка с целью выделения релевантной информации;
- коммуникативной компетенцией, соответствующей условиям и целям общения;
- слухо-произносительными навыками и умениями в различных сферах общественной коммуникации.
Место дисциплины в структуре ОПОП: общенаучный цикл, вариативная часть