Теория и практика управления персоналом организации

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Общие положения

Приступая к изучению дисциплины, обучающимся целесообразно ознакомиться с ее рабочей программой, в том числе: с перечнем основной и дополнительной литературы, с перечнем заданий на самостоятельную работу, с требованиями к текущей и промежуточной аттестации, с рекомендованными электронными образовательными ресурсами. Обучающиеся должны понять связь изучаемой дисциплины с другими учебными курсами и модулями.


Информационное обеспечение

Большинство учебных материалов, в том числе презентации и задания на самостоятельную работу, размещены в системе электронной поддержки образовательного процесса Moodle (moodle.herzen.spb.ru), что облегчает поиск базовой информации, и позволяет сосредоточиться на творческих и исследовательских активностях, которые способствуют развитию познавательного интереса. Одним из основных источников учебной информации является Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны (http://lib.herzen.spb.ru) и ее электронные ресурсы, в том числе электронные библиотечные системы, на которые подписан университет, и базы научной информации; большинство ресурсов доступны как на территории университета, так и из дома, но требуется первичная регистрация по единому паролю студента с территории университета, в дальнейшем возможна работа из любого места; условия подписки и доступа к ресурсам ежегодно меняются, поэтому нужно проверять их в начале каждого семестра. В атласе образовательных программ университета (atlas.herzen.spb.ru) в личном кабинете студента можно познакомиться с официальными документами образовательной программы, графиком образовательного процесса, информацией о преподавателях и другими сведениями.


Рекомендации по подготовке к аудиторным занятиям

Лекционные занятия

Ценность лекции заключается в ее уникальности и неповторимости, потому что преподаватель интерпретирует учебный материал, а не пересказывает учебник. То есть лектор выражает свое собственное мнение, объясняет смысл и значение научных фактов, ориентируясь на степень восприятия материала аудиторией. Таким образом, истинное содержание лекции заключено в отношении преподавателя к предмету, в акцентах, которые он расставил, в эмоциях, которые ему удалось передать, в нюансах. Лектор предоставляет студентам не сумму знаний, а систему ориентиров для поиска, систематизации и практического применения этих знаний. Кроме того, многие лекционные материалы, фактическая информация и актуальные примеры еще не успели попасть в учебные пособия и учебники, являются инновационными, но, в то же время, им можно доверять, так как они проверены преподавателем, которые собирают материал для лекций в процессе научной работы, в рамках взаимодействия с коллегами и профессионалами практиками. Лекция обычно сопровождается мультимедийной презентацией, в которой содержатся основные теоретические положения, определения, ссылки на литературу. Краткие записи лекций помогают задействовать моторную память, поэтому рекомендуется вести именно рукописные конспекты, хотя допустимо исполнять конспект в ноутбуке, в планшете или в смартфоне. В ходе конспектирования студенты обычно записывают мысль лектора в сокращенном перефразированном варианте, в процессе чего усваивают материал. Целесообразно разработать собственную «маркографию» – значки, символы, рисунки, сокращения, форматирование, что позволяет структурировать записи и сэкономить время.

Практические занятия

В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо прочитать конспект, изучить указанные фрагменты основной литературы, запомнить основные понятия и определения, ознакомиться с дополнительными источниками, актуальными публикациями в периодических изданиях по теме занятия. При этом важно учитывать рекомендации преподавателя и его логику изложения материала, иначе можно запутаться во множестве альтернативных точек зрения, неактуальной и устаревшей информации. Перед началом каждого практического занятия необходимо уточнить у преподавателя условия выполнения заданий и критерии их оценивания в рамках текущей аттестации. В процессе выполнения заданий или решения предложенных задач студенты должны систематизировать усвоенные теоретические сведения по дисциплине, развить умение применять их на практике, овладеть практическими приемами, проявить элементы творчества, организаторские и лидерские качества. В ходе занятия важно активно участвовать в обсуждениях и в разработке решений, стремиться чаще высказывать свою точку зрения, задавать уточняющие вопросы.

Работа в малых группах

Интерактивное практическое занятие предусматривают участие в деловых играх, экскурсиях на производственные предприятия, решение кейсов. Работа в малых группах по 3-6 чел. Организуется путем коллегиального решения задач по анализу ситуативных проблем, по отработке применения управленческих умений и навыков при выполнении должностных обязанностей, по разработке элементов системы организации и нормирования труда и соответствующих документов. Формат занятия предполагает следующие этапы: деление учебной группы на малые группы по 3-6 чел.; ознакомление с заданием; обсуждение задания в группах 30-60 мин.; презентация управленческого решения каждой группой, обсуждение и ответы на вопросы коллег; комментарии преподавателя; подведение итогов занятия. В процессе занятия студенты должны проявлять максимум самостоятельности и уважать мнение коллег. В процессе обучения предусматривается проведение экскурсий на предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области с представлением аналитической работы по ее итогам.


Организация внеаудиторной деятельности обучающихся

Внеаудиторная деятельность обучающегося по данной дисциплине предполагает самостоятельный поиск информации, необходимой, во-первых, для выполнения заданий самостоятельной работы (инвариантной и вариативной частей) и, во-вторых, подготовку к текущей и промежуточной аттестации. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у обучающегося умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. В ходе самостоятельной работы студенты выполняю. письменные задания по темам. К ним относятся: подготовка докладов и презентаций, аналитических обзоров, разработка схемы процесса, написание эссе по заданной теме, составление терминологического словаря, интеллект-карты.

При подготовке к деловой игре внимательно изучите и выполните указания преподавателя, необходимые для практического занятия.


Подготовка к экзамену

Понятно, что лучшая подготовка к экзамену – это регулярные занятия предметом в течение семестра, выполнение заданий на самостоятельную работу. Однако повторение материала перед экзаменом призвано обобщить и систематизировать знания, восполнить пробелы, сопоставить материал с другими учебными курсами и модулями. Начиная подготовку к экзамену, важно правильно распределить свои силы и время. При повторении материала начните с того, что определите, насколько хорошо Вы обеспечены всеми необходимыми источниками информации (конспекты лекций, учебники, материалы практических занятий и домашних заданий), по каким темам нужно посоветоваться с товарищами и проконсультироваться с преподавателем, какие материалы потребуют многократного повторения и запоминания. Не «зацикливайтесь» на трудных вопросах – возможно, Вы сможете найти ответы и понять их в процессе изучения других тем. Полезно по памяти писать тезисы изученного вопроса в черновик, проверяя потом себя по конспекту и учебнику. Так Вы задействуете разные каналы запоминания – зрительный, вербальный, моторный. Старайтесь эмоционально украсить изучаемый материал – постарайтесь найти чтонибудь удивительное, особенно интересное, красочное. Не сидите за учебником допоздна в ночь перед экзаменом: это обычно не приносит желаемых результатов. Перед экзаменом ложитесь спать пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте "зубрежку".


Курсовая работа

Курсовая работа (проект) выполняется в соответствии с Положением о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления образованием и кадрового менеджмента института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, утвержденным Ученым советом института - https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/iem/1413446437/1504522974/1504523085/1509957694/1509958709/. 


Преподаватель курса: Федоров Петр Михайлович