Виртуальная образовательная языковая среда
Одним из существенных направлений информатизации языкового образования является организация многоуровневой системной подготовки и переподготовки педагогических кадров, готовых и способных к конструированию, проектированию и осуществлению учебного процесса, направленного на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, с целенаправленным и методически оправданным использованием информационно-коммуникационных технологий. Успешность деятельности высшего учебного заведения сегодня во многом определяется эффективностью реализации магистерских программ. Основная содержательная идея курса по выбору "Компьютерная лингводидактика", относящегося к магистерской программе "Технологии обучения в лингвистическом образовании" (ООП подготовки магистра по направлению 44.04.01 Педагогическое образование) заключается в том, чтобы каждому студенту предоставить возможность сформулировать собственный субъективный опыт в области проектирования информационно- образовательной среды, основу которой составляет интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения иностранному языку (ИЯ).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
- тенденции развития, перспектив, принципов и возможных путей интеграции информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в учебный процесс;
- основные понятия дисциплины: информатизация языкового образования, ИКТ, ИКТ-компетенция, медиаграмотность, мультимедийные технологии, электронные образовательные ресурсы, инструментальные программы, технологии Веб 2.0 и др.
- сущность, содержание и структуру ИКТ;
- санитарно-гигиенических нормы применения ИКТ на различных этапах обучения иностранному языку;
- дидактические свойства интерактивных презентаций и методического потенциала триггеров;
- основные требования к электронным образовательным ресурсам по иностранным языкам;
- критерии оценки качества ЭОР;
- структуру веб-квеста и его методический потенциал;
- способы интеграции социальных сервисов Веб 2.0 в учебный процесс;
- дидактические свойства и методические функции подкастов, вики- и блог-технологий и их методический потенциал;
- средств асинхронной и синхронной коммуникации, позволяющих осуществлять сетевое взаимодействие; методов и форм обучения в условиях использования средств ИКТ, в том числе, форм организации сетевого взаимодействия;
- структуру обучающего веб-сайта и требований к нему;
Умели:
- планировать результаты обучения, цели и задачи урока (цикла уроков) и определять роль и место средств ИКТ для достижения поставленных результатов,
- проектировать уроки с использованием средств ИКТ,
- отобрать оптимальные методы, организационные форм взаимодействия,
- умение организовывать парное и групповое взаимодействие между учащимися посредством ИКТ,
- учитывать индивидуальные особенности учащихся, их когнитивные стили при проектировании уроков с использованием ИКТ,
- оценивать уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности с использованием средств ИКТ,
- критически анализировать свою собственную деятельность с использованием ИКТ с целью возможной корректировки, умение осознавать свои сильные и слабые стороны;
- осуществлять самоконтроль своих действий; умение осознанно планировать свою деятельность с учетом дидактических возможностей ИКТ;
- критически и адекватно оценивать уровень развития собственной ИКТ- компетентности.
- критически анализировать электронные образовательные ресурсы и отбирать их в соответствии с условиями обучения;
- анализировать деятельность своих однокурсников и оценивать ее с учетом требований к учебному процессу, осуществленному посредством интеграции средств ИКТ;
- критически анализировать видеоуроки учителей иностранного языка, оценивать методическую целесообразность использования в них средств ИКТ и преодолевать сложившиеся стереотипы;
Владели:
- способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению модели смешанного обучения;
-методикой использования ИКТ в предметной области;
-навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ;
-приемами создания информационных и интерактивных Интернет-ресурсов;
-способами осуществления обратной связи;
-методикой проектирования электронных учебных курсов средствами ИКТ.