Философская герменевтика и гуманитарные науки
Курс “ Философская герменевтика и гуманитарные науки”
подготовлен Артеменко Натальей Андреевной
(n.a.artemenko@gmail.com) , к. филос. н., доц., старшим научным
сотрудником кафедры философской антропологии и истории философии Института
философии человека федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена»
для бакалавров 2 курса.
Аннотация курса. Цели курса.
За последние двести лет герменевтика неоднократно попадала в поле зрения дискуссий о природе философского знания и проблеме понимания.
Унаследованная философскими науками от античной гуманистической традиции, преображенная в христианской экзегетике, герменевтика окончательно определила свой статус на рубеже XVIII и XIX столетия. При этом она сохранила в своем составе многие аксиомы, на которых базировалась как христианская дисциплина, так и как античная ученость, что вступило в конфликт с новым ее наполнением в рамках светской науки. Попытки преодолеть это противоречие породили последовательный ряд «герменевтических проектов» (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер, Гадамер), каждый из которых предлагал свое решение проблемы. В настоящее время проблема статуса герменевтики по-прежнему далека от окончательной определенности, хотя этот термин широко используется как в философской литературе, так и в науках культурологического цикла.
Герменевтика при ее рождении в недрах школьной философии и в атмосфере критики этой последней И.Кантом и в послекантовском идеализме – философская герменевтика так сказать «первого поколения» позиционировала себя как рефлексия над методологическими проблемами гуманитарного знания – в кантовском смысле практического учения о человеке, прагматической антропологии, и наследовала кантовский пафос «коперниканского переворота» в философии, революции в мировоззрении. Но вхождение герменевтики в циклы академического преподавания – в филологические и переводческие учебные программы, в контекст социологического и психологического образования – сильно снизило ее полемический потенциал. Идея предлагаемого курса – вернуть изложению истории герменевтики эту креативную составляющую. Эта задача может быть выполнена только из горизонта философской рефлексии над основаниями понимания, которые должны быть соединены с обращением к исторически значимым предыдущим попыткам такого рода. Поэтому общий замысел курса состоит в том, чтобы соединить историческое с теоретическим в изложении и показать продуктивность герменевтики в горизонте современных междисциплинарных дебатов.
Общим лейтмотивом группировки материала в учебном курсе видится полемическая стратегия. Четыре естественных блока герменевтической тематики – Шлейермахерова герменевтика в ее истоках и влиянии на современников и последователей, неокантианский проект герменевтики и начинания Дильтея; герменевтика фактичности Хайдеггера и герменевтическая философия Гадамера предполагается представить не только в хронологической последовательности, но и в тематическом контексте. Для первого блока (Шлейермахер) горизонтом должна выступить философия языка и современные подходы в его исследовании (так называемое когнитивное направление в языкознании). Доступные благодаря новому собранию сочинений Шлейермахера материалы позволяют провести такие тематические параллели, поскольку основателя современной герменевтики интересовала проблематика понимания на фоне широко понятых когнитивных способностей, поиска оснований языка и мышления.
Блок, связанный с вкладом в герменевтику Дильтея, призван очертить проблемы логики в науках о духе и границы философии самосознания, которые известны в современных дискуссиях под наименованием «трудная проблема сознания» (Деннет). Дильтей и наследующая ему школа позволяют не только рассмотреть их начинания как традиционное противопоставление понимания и объяснения, но и как попытку решения проблемы дуализма телесного и духовного, вызывающую ныне острейшие дебаты.
Третий блок (Хайдеггер) предполагается рассмотреть под углом зрения допредикативного знания и проблем, пограничных для религиозного и научного мироотношения.
Четвертый блок (герменевтика Гадамера) планируется посвятить классификации наук и проблеме соотношения гуманитарного и естественного знания. Актуальным полемическим горизонтом данного блока видится герменевтика права, проблема аппликации.
Дополнительно мы обращаемся так же к современным линиям развития герменевтики (Рикер, Хабермас, Апель).
Задачи освоения дисциплины:
· Показать закономерность формирования герменевтического направления философии в контексте сложившейся философской ситуации;
· Рассмотреть четыре естественных блока герменевтической тематики не только в хронологической последовательности, но и в тематическом контексте, делая акцент, прежде всего, на полемическом потенциале герменевтики;
· Сформировать навыки работы с источниками по герменевтической философии;
· Побочной задачей является формирование навыков работы с текстами по герменевтики на иностранных языках.
В случае перехода на дистанционную форму обучения, занятия будут проходить на платформе Discord:
Элементы контроля
Аудиторная работа
- Оценке самостоятельной работы студента при подготовке к практическому занятию подлежит активность студента на занятии, участие в дискуссии, подготовка докладов. Оценка за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем.
- Выступление с докладом является частью фонда оценочных средств. Доклад – это устное выступление обучающегося, является результатом его самостоятельной работы по заранее полученной теме. Выступление во время доклада, как правило, рассчитано на 15-20 минут, должно строго соответствовать заявленной теме. План-проспект выступления (или презентация) содержат материалы в жестко структурированной форме, включающие постановку ключевых проблем в виде определений, схем, характеристик, классификаций и т.п., которые позволяют судить о логике выступления обучающегося. Тема выступления заранее оговаривается с преподавателем. Во время выступления приветствуется использование свободной речи, близкой к тексту доклада. Менее приветствуется зачитывание подготовленного текста. Однако, ключевые цитаты и формулировки могут быть заранее выделены обучающимся и зачитаны аудитории. Обязательным элементом процедуры доклада является его обсуждение. Обучающимся предлагается задавать докладчику вопросы по теме доклада, это вправе сделать и преподаватель. В плане обратной связи докладчик также может задать аудитории несколько вопросов. В завершении доклада желательно проведение дискуссии по ключевым проблемам выступления. В докладе должно быть продемонстрировано знание литературы по теме и умение делать собственные обоснованные выводы. Оценка включает в себя следующие параметры в случае текстологического задания: 1. Знание общего содержания анализируемого первоисточника. 2. Умение описать основную проблему текста. 3. Понимание места данного первоисточника и его основной проблематики.
- Эссе
Требования к выполнению письменной работы. Письменная работа проводится после прохождения теоретического материала. Порядок ее проведения и оценки следующий:
1. Из списка вопросов, предоставленных студентам преподавателем не позднее, чем за месяц до письменной работы, студент выбирает один по собственному усмотрению. В случае, если обучающийся решает написать эссе по теме, не заявленной в указанном списке, то предварительно ему необходимо обсудить формулировку с преподавателем, проводящим занятия по настоящей дисциплине.
2. Во избежание совпадения вопросов, обучающиеся должны сообщить темы эссе преподавателю заблаговременно и сдать их за месяц до назначенной даты зачета.
3. Вопрос должен быть раскрыт по существу. Требуется продемонстрировать понимание излагаемого вопроса, его историко-философского контекста; использовать в полном объеме необходимую терминологию; раскрыть содержание ключевых понятий. Изложение должно быть связным и аргументированным.
Объем письменной работы – 5-10 страниц (TNR, 12, межстрочный интервал – 1).
Особое внимание следует обратить на недопустимость плагиата. Плагиатом является использование в работе текстов других авторов без кавычек и указания авторства. Корректное цитирование допустимо, но не должно превышать 15% от общего объема ответа. При обнаружении плагиата выставляется незачетная оценка.
Основные критерии оценки итоговой письменной работы:
• знание обязательных источников,
• владение понятийным аппаратом изученных концепций,
• понимание специфики каждого из изученных направлений,
• использование вторичной литературы,
• тщательность выполнения задания, последовательность изложения и непротиворечивость содержания,
• соответствующее оформление работы, предполагающее закавычивание цитируемых источников, указание на источники,
• отсутствие плагиата
• полнота ответа на поставленные вопросы
Рекомендуемая учебная литература
Философия: учеб. пособие / И.А. Карпенко. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 190 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad85a8cac8cb0.79718405. Текст: электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1039315
Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. - Москва: Норма; ИНФРА-М, 2016. - 928 с. - ISBN 978-5-91768-691-2 (Норма); ISBN 978-5-16-011546-7 (ИНФРА-М, print); ISBN 978-5-16-103859-8 (ИНФРА-М, online).
История философии: Запад–Россия–Восток : учебник : в 4 книгах / под редакцией Н. В. Мотрошиловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Академический Проект, 2020 — Книга 4 : Философия ХХ в. — 2020. — 426 с. — ISBN 978-5-8291-3233-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132912
Гиндер, В. Е. Введение в феноменологию: теория и практика : монография / В. Е. Гиндер. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 189 с. — ISBN 978-5-9765-1629-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115840
Философия философии. Тексты философии : учебное пособие / составитель В. Кузнецов. — Москва : Академический Проект, 2020. — 347 с. — ISBN 978-5-8291-3205-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132871
Аблеев, С. История мировой философии : учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 318 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01520-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/4ADD33B2-9F05-4098-BF51-1EFDC0D36DC4.
Хайдеггер, М. Лекции о метафизике : учебное пособие / М. Хайдеггер ; перевод с немецкого С. Жигалкина. — 3-е изд. — Москва : Языки славянских культур, 2016. — 176 с. — ISBN 978-5-94457-261-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/135880
Шульга, Е. Н. Современная философская герменевтика: понимание и интерпретация : учебник для вузов / Е. Н. Шульга. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10841-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455969
Соболева, М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции / М.Е. Соболева. – М.: Академический проект, 2014. – 160 с. – Режим доступа: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/%20germenevtika.pdf
Фалёв, Е.В. История философии второй половины XIX – начала XX века: Избранные главы [Электронный ресурс] / Е.В. Фалёв. – М.: Инфра-М, 2014. – 217 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=395840
Шульга, Е.Н. Когнитивная герменевтика [Электронный ресурс] / Е.Н. Шульга. – М.: ИФ РАН, 2002. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=345956
Шульга, Е.Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии [Электронный ресурс] / Е.Н. Шульга. – М.: ИФ РАН, 2004. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42114
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка /Пер. с нем. В. Куренного // К.-О. Апель. Трансформация философии. М.: «Логос», 2001. С. 237-262.
2. Быстрицкий Е.К., Кошарный С.А. Философская герменевтика: гносеологические и онтологические аспекты критического анализа // Философские Науки. 1987 – № 1. – С. 71-79.
3. Борисов Е.В. Эпистемологический эгоцентризм в теориях интерпретации Дэвидсона и Гадамера //Вестник Томского государственного университета, 2012, №4 (20).
4. Васильева С.В. Метафизика Шелера и коммуникативная рациональность Хабермаса: разный взгляд на проблемы теории познания и этики // Вестник РГГУ, № 2–3/, Серия «Философия. Социология», Москва 2007. С.65-76.
5. Вишке М. Между методом наук о духе и Primaphilosophia: О герменевтике Гадамера и Дильтея //Doxa, № 10, 2009. С. 391-397.
6. Вишке М. Конечность понимания. Произведение искусства и его понимание в интерпретации Г.-Г. Гадамера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Минск: ЕГУ, 2001. С. 55-67.
7. Виндельбанд В. От Канта до Ницше (История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками). М.,1998.
8. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. – М., 1994.
9. Гайденко П. П. От исторической герменевтики к “герменевтике бытия”. Критический анализ эволюции М. Хайдеггера // Вопр. философии. 1987. № 10. С. 124-133.
10. Гронден Ж. Герменевтика фактичности как онтологическая деструкция и критика идеологии. К актуальности герменевтики М. Хайдеггера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Минск: ЕГУ, 2001. С. 45-54.
11. Грязнов А.Ф. Проблема понимания: на пересечении двух традиций // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. С. 26-41.
12. Губман Б.Л. Герменевтика и современная католическая философия // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. С. 81-100.
13. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
14. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.,1988.
15. Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека. М., 1996.
16. Дильтей В. Введение в науки о духе. // Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 1: Введение в науки о духе. М., 2000.
17. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. – №10.
18. Дмитриева H.A. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2007.
19. Зиммель Г. Избранное. — Том 1. Философия культуры. — М.: Юрист, 1996.
20. Заритовская З.А. Поиски «новой герменевтики в латино-американской «теологии освобождения» // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. 101-119.
21. Зонтаг С. Против интерпретации / Пер. с англ. и комм. Б. Дубина // Сьюзен Зонтаг. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. М.: РФО, С. 9-19.
22. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.
23. Калиниченко В.В. Густав Шпет: От феноменологии к герменевтике // Логос. № 3. 1992. 37-61.
24. Калиниченко В. В., Огурцов А. П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопр. философии. 1988. № 4. С. 128-134.
25. Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Густава Густавовича Шпета // Логос. № 2. 1991. С. 199-214.
26. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос. № 10. 1999. С. 43-88.
27. Кузнецов М.М. Язык как «среда-средство» и как «игра» в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. 6-25.
28. Кулэ М. Х. Феноменология и герменевтика: сходство и различие методов // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981. С. 74-98.
29. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык М.; СПб.: Университетская книга, 2001.
30. Культура интерпретации до начала Нового времени. Науч. ред.: Воскобойников О.С., Иванова Ю.В.Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009.
31. Козлова М.С. Философия и язык: Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX века. М.: Мысль, 1972.
32. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
33. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика: Критический анализ. – Мн.: Изд-во «Университетское», 1984.
34. Мишина Л.А. История культуры Германии: учебное пособие. М., 2013.
35. Малахов В С. Герменевтика и традиция // Логос. № 1. 1999. С. 3-10.
36. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1988.
37. Ортега-и-Гассет Х. Вильгель Дильтей и идея жизни // Метафизические исследования / Пер. с испан. и прим. О. В. Журавлева // Метафизические исследования. Спб., 1999. Вып. 5.: Культура. С. 203-225.
38. Паткуль А.Б. Послекантовский немецкий идеализм в контексте «Истины и метода» Г.-Г.Гадамера // Мысль. № 13 (2012). С. 87–102.
39. Ракитов А.И. Опыт реконструкции концепции понимания Фридриха Шлейермахера // Историко-философский ежегодник-1988. 150-165.
40. Роди Фр. Герменевтическая логика в феноменологической перспективе // Логос. № 7. С. 41-47.
41. Руткевич А.М. Глубинная герменевтика Ю. Хабермаса // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. С. 42-61.
42. Рикёр, П. Время и рассказ / Пер. с фр. Т.В. Славко. – М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН и др., 2000.
43. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Прогресс, 1995.
44. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. – СПб., 1998.
45. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
46. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов / Р. Рорти // Вопросы философии. – 2003. – №3.
47. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / Р. Рорти. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. – 279 с.
48. Рорти Р. Хайдеггер, случайность и прагматизм // Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.
49. Рорти Р. Философия и зеркало природы / Р. Рорти. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. – 297 с.
50. Семенов В. Е. Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и Неокантианство) – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008.
51. Семенов В. Е. Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии — М.: Российская политическая энциклопедия, 2012.
52. Соловьева Г.Г. Дильтей и Адорно: категория понимания // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. С. 62-80.
53. Татаринцева Т. В защиту гадамеровского представления понимания в контексте критики идеологии //HORIZON 3 (1) 2014, С. 24–38.
54. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М.,1988.
55. Фуко М. Археология знания. – К., 1996.
56. Фуко М. Порядок дискурса // Он же. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.,1996.
57. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук М., 1977.
58. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Ю. Хабермаса – Мн.: Экономпресс, 2000.
59. Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997.
60. Хайдеггер М. Кассельские доклады // Два текста о Вильгельме Дильтее. М., 1996.
61. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии – СПб., 2001.
62. Хайдеггер М. Немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель) и философская проблематика современности. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2016.
63. Хельд К. Хайдеггер и принцип феноменологии. Ежегодник по феноменологической философии, 1, 2008: 190-220.
64. Хладениус И.М. Всеобщая наука истории // Эпистемология и философия науки 2010 Т. XXIII № 1. С.193-223.
65. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. СПб, 1997.
66. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – CПб., 2000.
67. Хабермас Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии // Логос. – М.: Гнозис, 2003. – Вып. 4-5.
68. Хабермас Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии // Логос. – М.: Гнозис, 2003. – Вып. 4-5.
69. Хабермас Ю. Что означает низвержение памятника? Не надо закрывать глаза на революцию в мировом порядке: нормативный авторитет Америки лежит в руинах // Логос. М.: Гнозис, 2003. – Вып. 1.
70. Хабермас Ю. Что означает низвержение памятника? Не надо закрывать глаза на революцию в мировом порядке: нормативный авторитет Америки лежит в руинах // Логос. М.: Гнозис, 2003. – Вып. 1.
71. Хабермас Ю. Эссе к конституции Европы. М., 2013.
72. Шлейермахер Ф. Герменевтика. – СПб., 2004.
73. Шпет Г.Г. Явление и смысл. (Феноменология как основная наука и ее проблемы). Томск: Водолей, 1996.
74. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы. Контекст. 1989.
75. Штольценберг Ю. Религиозное, моральное и эстетическое сознание после Канта (Гегель — Фихте — Шлейермахер — Шлегель —Шеллинг) // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. СПб, изд-во СПбГУ, 2008. С. 60-80.
76. Шпенглер О. Закат Европы (избранные главы). М., 1993.
77. Эббингауз Г. Об объясняющей и описательной психологии // Логос, 2013 № 5.
78. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.
Литература на иностранных языках:
1. Schleiermacher Fr. Kritische Gesamtausgabe II. Abt. Band 4. Vorlesungen zur Hermeneutik und Kritik. Herausgegeben von Wolfgang Virmond, unter Mitwirkung von Hermann Patsch, 2012. Walter de Gruyter GmbH, Berlin/Boston.
2. Schleiermacher Fr. Kritische Gesamtausgabe II. Abt. Band 10,Teilband 1,2. Vorlesungen über die Dialektik. Herausgegeben von Hermann Fischer und Ulrich Barth, Konrad Cramer, Günter Meckenstock, Kurt-Victor Selge. 2002, Walter de Gruyter GmbH, Berlin/Boston.
3. Dilthey W. Gesammelte Schriften, Bd. 15. Zur Geistesgeschichte des 19. Jahrhunderts: Portraits und biographische Skizzen, Quellenstudien und Literaturberichte zur Theologie und Philosophie im 19. Jahrhundert / hrsg. von Ulrich Herrmann. -3.,unveränd.Aufl.,1991.
4. Bowie A. Schleiermacher: art and interpretation //Aesthetics and subjectivity: from Kant to Nietzsche/ Manchester University Press, Manchester and New York, 2003.
5. Cercel G. Die Faktizitat der Hermeneutik. Zu Gadamers Auslegung des Heideggerschen Frühdenken im Hinblick auf die heutige Heidegger-Exegese //Studia Phanomenologica I (2001) 1-2, 95-119.
6. Christophersen A. Schnittpunkt Hermeneutik. Zum Synthesecharakter einer sich ausbildenden Disziplin im Übergang vom 18. zum 19. Jahrhundert //Literatur und Theologie im 18. Jahrhundert. Konfrontationen -Kontroversen – Konkurrenzen. Herausgegeben von Hans-Edwin Friedrich, Wilhelm Haefs und Christian Soboth, 2011. Walter de Gruyter GmbH & Co. KG, Berlin/New Yorkpp. S. 77-88.
7. Crouter R. Hegel and Schleiermacher at Berlin: A Many-Sided Debate//Journal of the American Academy of Religion, Vol. 48, No. 1 (Mar., 1980), pp. 19-43.
8. Figal G. Hermeneutik und Phänomenologie // Tijdschrift voor Filosofie, 68ste Jaarg., Nr. 4 2006, pp. 763-778.
9. Funke G. Krise der Hermeneutik?// Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte, Vol. 13, No. 1 (1961), pp. 1-24.
10. Geschichte der Hermeneutik und die Methodik der textinterpretierenden Disziplinen. Herausgegeben von Jörg Schönert und Friedrich Vollhardt. Walter de Gruyter Berlin, 2005.
11. Herrmann, Fr.-W. v. Hermeneutische Phänomenologie des Daseins. Ein Kommentar zu "Sein und Zeit" Band 1: Einleitung: Die Exposition der Frage nach dem Sinn von Sein, 2., unveränderte Auflage, 2016.
12. Habermas, J. Richard Rortys Pragmatic Turn / Edited by Robert B. Brandom // Rorty and his critics. – Oxford: Blackwell Publishing, 2000.
13. Kuhn H. Wahrheit und geschichtliches Verstehen: Bemerkungen zu H.-G. Gadamers Hermeneutik // Historische Zeitschrift, Bd. 193, H. 2 (Oct., 1961), pp. 376-389.
14. Makkreel R. A. Orientierung und Tradition in der Hermeneutik: Kant versus Gadamer //Zeitschrift für philosophische Forschung, Bd. 41, H. 3 (Jul. - Sep., 1987), pp. 408-420.
15. Grondin J. Der Sinn für Hermeneutik. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1994. 155 S. Hermeneutik und Dialektik, Bd. 1-2, Fr./M., 1976.
16. Hufnagel E. Einführung in die Hermeneutik. Stuttgart, 1976.
17. Koreth E. Grundfragen der Hermeneutik: ein philosophischer Beitrag, Freiburg, etc., 1969.
18. Pöggeler O. Heidegger und die hermeneutische Philosophie, Freiburg–Münch., 1983.
19. Hermeneutics and Modern Philosophy, N. Y., 1986.
Примерные темы для эссе
1. Основные этапы и наиболее значимые вехи развития герменевтики (общая характеристика).
2. Проблемы интерпретации и истолкования в античности.
3. Развитие герменевтических идей в христианской философии.
4. Появление основных категорий: «(ис)толкование»; «понимание»; «интерпретация»; «объяснение»; «перевод»; «комментарий»; «экзегеза».
5. Концепция описательной психологии В. Дильтея.
6. Понимание в экзистенциальной философии М. Хайдеггера.
7. Традиция и историчность понимания, диалог культур (Г.-Г. Гадамер).
8. Задача демифологизации Р. Бультмана и экзистенциальная аналитика М. Хайдеггера.
9. Теория герменевтической ситуации М. Хайдеггера.
10. Вера, понимание (знание) и онтология М. Хайдеггера: что делает христианина христианином?
11. Искусство исторического понимания В. Дильтея и учение Э. Гуссерля о «жизненном мире» - основа герменевтики М. Хайдеггера.
12. Трансцендентальная прагматика» К.-О. Апеля.
13. Универсальная прагматика Ю. Хабермаса.
Шлейермахер
14. Герменевтика Шлейермахера (общая характеристика).
15. «Понимать автора лучше, чем он понимал себя сам».
16. Принцип конгениальности.
17. Предмет герменевтики.
18. Техническое и дивинаторное.
19. Для чего нужна герменевтика?
Дильтей
20. Герменевтика в системе гуманитарных наук.
21. Понимание и объяснение.
22. Понимание, истолкование и интерпретация.
23. Интерпретация объективаций духа.
Хайдеггер
24. Формы понимания себя человеком (понятность, понятливость, понимание возможностей).
25. Как связано понимание и истолкование?
26. Понимание и речь.
27. Как связано наше понимание самих себя и обращение к традиции?
Гадамер
28. Герменевтика и традиция.
29. В чем различие между «философской герменевтикой» Гадамера и герменевтикой в понимании В. Дильтея?
Философская герменевтика и гуманитарные науки
Философская герменевтика и гуманитарные науки.
Предмет и задачи герменевтики. Возникновение герменевтики. Региональные версии герменевтики (филологическая, библейская и юридическая). Взаимосвязь основных вех развития герменевтики и кризисных моментов в истории европейской культуры. Герменевтика как методология гуманитарного познания.
Возникновение проекта универсальной герменевтики у Ф. Шлейермахера. Специфика герменевтики Шлейермахера. Связь герменевтики с теологией, философией и филологией.
Герменевтика как теоеритческая основа гуманитарных наук ("наук о духе") у В. Дильтей. ПРотивопоставление "наук о природе" и "наук о культуре2 в духовной ситуации 19 века. "Критика исторического разума" В. Дильей как продолжение критического проекта И. Канта.