Современные проблемы науки и образования
Изучение учебной дисциплины «Современные проблемы науки и образования» является необходимым этапом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в сфере педагогического знания. Уяснение исторических и современных достижений интеллектуальной культуры необходимы для плодотворной научной деятельности и высокопрофессиональной работы учителя. Предлагаемая программа дисциплины разработана с учетом профиля педагогического университета. Главная цель программы курса — ввести обучающихся в круг философско-антропологических и педагогических проблем, познакомить с современными проблемами науки и образования, которые могут возникнуть при осуществлении профессионального и личностного самообразования, проектировании собственных образовательных маршрутов и профессиональной карьеры, решении профессиональных задач. Логическая конструкция программы дисциплины «Современные проблемы науки и образования представлена тремя взаимосвязанными разделами. В первом из них («Исторические типы научной рациональности») внимание уделяется характеристике различных образовательных парадигм и типов рациональности (классическая, неклассическая, постнеклассическая) сформировавшихся в определенные исторические эпохи, а также рассмотрению форм, методов и процедур современного социогуманитарного исследования и образования. Во втором разделе («Феномен постиндустриализма: динамика развития науки и образования») рассматриваются проблемы модернизации, реформы и инновации в науке и образовании, особенности формирования социокультурной и профессиональной идентичности молодежи в «обществе знания». В третьем разделе («Университеты в современном мире») обучающиеся знакомятся с различными моделями университетского образования. При изучении данного раздела большое внимание уделяется самостоятельному исследованию обучающихся при подготовке выступления на мини-конференцию «Современные модели университетского образования в мире», которая проводится в конце изучения дисциплины. Обучающимся предоставляется возможность получить опыт систематизации и обобщения актуального материала при изучении современного состояния науки и образования применительно к выбранному университету, являющемуся ведущим учебным заведением в данной стране.
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся целесообразно ознакомиться с ее рабочей программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, а также с предлагаемым перечнем заданий.