Организация дополнительного образования (культурологическое образование)

Содержание дисциплин данного модуля направлено на развитие универсальных и общекультурных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к организации деятельности детей в учреждениях системы дополнительного образования, в том числе на базе школы. На основе изучения дисциплин формируются у обучающихся знания и первичные навыки организационной, педагогической (воспитательной) и оздоровительной работы с детьми: планирование досуговой деятельности; освоение приемов поддержания инициативы и самодеятельности воспитанников, способов организации кружковой и спортивной работы и др. Также изучение дисциплин содействует ознакомлению обучающихся со способами и формами организации работы школьников в коллективах дополнительного образования.

Приобретенные обучающимися знания и умения затем развиваются в ходе летней производственной практики в ДОЛ.

Описание содержания и методических рекомендаций по организации практических занятий, задания и список рекомендованной литературы необходимо смотреть в модуле Пасековой В.Н. - доцента кафедры теории и истории культуры. 


Преподаватель курса: Токарев Сергей Николаевич

Организация дополнительного образования (культурологическое образование)

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями

ПК-1 готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

ПК-3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

ПК-5 способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся


Обучающийся должен

знать:

  • Законодательные акты в сфере дополнительного образования, культурологического образования.
  • Основы педагогики дополнительного образования.
  • Основы теории и методики культурологического образования.
  • Основы обучения и воспитания.
  • Социальную и коррекционную педагогику.
  • Особенности влияния различных социокультурных практик на формирование личности обучающегося.
  • Специфику социокультурных потребностей обучающихся, принадлежащих к различным социально-демографическим группам.
  • Основы возрастной педагогики и психологии.
  • Современные теории и методики андрогогики и геронтообразования.
  • Культурно-историческую специфику бытия различных возрастных когорт.
  • Факторы социализации и инкультурации личности.

уметь:

  • Разрабатывать учебные программы дополнительного образования (культурологического образования) на основе государственных образовательных стандартов.
  • Использовать в процессе обучения ресурсы современных культурно-образовательных индустрий и технологий.
  • Реализовывать учебные программы в соответствии с особенностями возраста обучающихся.
  • Осуществлять воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
  • Анализировать факторы формирования личности.
  • Осуществлять планирование и реализацию воспитательного процесса в учебной и внеучебной деятельности.
  • Использовать средства дополнительного культурологического образования для социализации и инкультурации личности.
  • Осуществлять эффективную интеграцию различных социально-демографических групп населения в учебно-воспитательный процесс.

владеть:

  • Методами разработки и осуществления учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования (культурологического образования).
  • Методами осуществления образовательно-воспитательной работы с различными категориями обучающихся.
  • Методами проведения социально-коррекционной работы с различными категориями обучающихся.
  • Методами педагогического сопровождения различных категорий обучающихся для обеспечения их успешной социализации и инкультурации, личностного и общекультурного развития.
  • Понятийно-категориальным аппаратом дисциплины.

Место дисциплины в структуре ОПОП: вариативная часть

Б. 1.17.2 Модуль "Дополнительное образование". Организация дополнительного образования (культурологическое образование)

Средства оценки компетенций

Работа на практических и лабораторных занятиях. Выполнение заданий инвариантной и вариативной самостоятельной работы.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, обучающимся целесообразно ознакомиться с ее рабочей программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, а также с предлагаемым перечнем заданий.

Рекомендации по подготовке к аудиторным занятиям

Лекционные занятия

Умение сосредоточенно слушать лекции, активно воспринимать излагаемые сведения является – это важнейшее условие освоения данной дисциплины. Каждая из лекций сопровождается компьютерной презентацией. Кроме того, в конце каждой лекции с целью  создания условий для осмысления содержания лекционного материала обучающимся предлагается ответить на вопрос для размышления. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить материал. Поэтому в ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращая внимание на самое важное и существенное в нем. Имеет смысл оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, замечания, дополнения. Целесообразно разработать собственную

"маркографию" (значки, символы), сокращения слов.

Практические и лабораторные занятия

В ходе подготовки к практическим и лабораторным занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с  дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом важно учитывать рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Важно также опираться на конспекты лекций. В ходе занятия

важно внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы, активно участвовать в обсуждении изучаемых вопросов. В ходе своего выступления целесообразно использовать как технические средства обучения, так и традиционные, то есть доску и мел (при необходимости). 

Организация внеаудиторной деятельности обучающихся

Внеаудиторная деятельность обучающегося по данной дисциплине предполагает самостоятельный поиск информации, необходимой, во-первых, для выполнения заданий самостоятельной работы (инвариантной и вариативной частей) и, во-вторых, подготовку к текущей и промежуточной аттестации. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у обучающегося умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий.

Подготовка к зачету

В процессе подготовки к зачету обучающемуся рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы все виды работ и заданий, предусмотренные рабочей программой, были выполнены в срок. Основное в подготовке к зачету - это повторение всего материала учебной дисциплины. В дни подготовки к зачету необходимо избегать чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуя труд и отдых. При подготовке к сдаче зачета старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачету, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к зачету целесообразно повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, заданий, которые выносятся на зачет и содержащихся в данной программе.

Преподаватель курса: Бондарева Виктория Николаевна