Организация дополнительного образования (культурологическое образование)
Содержание дисциплин данного модуля направлено на развитие универсальных и общекультурных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к организации деятельности детей в учреждениях системы дополнительного образования, в том числе на базе школы. На основе изучения дисциплин формируются у обучающихся знания и первичные навыки организационной, педагогической (воспитательной) и оздоровительной работы с детьми: планирование досуговой деятельности; освоение приемов поддержания инициативы и самодеятельности воспитанников, способов организации кружковой и спортивной работы и др. Также изучение дисциплин содействует ознакомлению обучающихся со способами и формами организации работы школьников в коллективах дополнительного образования.
Приобретенные обучающимися знания и умения затем развиваются в ходе летней производственной практики в ДОЛ.
Описание содержания и методических рекомендаций по организации практических занятий, задания и список рекомендованной литературы необходимо смотреть в модуле Пасековой В.Н. - доцента кафедры теории и истории культуры.
Организация дополнительного образования (культурологическое образование)
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями
ПК-1 готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов
ПК-3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
ПК-5 способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
Обучающийся должен
знать:
- Законодательные акты в сфере дополнительного образования, культурологического образования.
- Основы педагогики дополнительного образования.
- Основы теории и методики культурологического образования.
- Основы обучения и воспитания.
- Социальную и коррекционную педагогику.
- Особенности влияния различных социокультурных практик на формирование личности обучающегося.
- Специфику социокультурных потребностей обучающихся, принадлежащих к различным социально-демографическим группам.
- Основы возрастной педагогики и психологии.
- Современные теории и методики андрогогики и геронтообразования.
- Культурно-историческую специфику бытия различных возрастных когорт.
- Факторы социализации и инкультурации личности.
уметь:
- Разрабатывать учебные программы дополнительного образования (культурологического образования) на основе государственных образовательных стандартов.
- Использовать в процессе обучения ресурсы современных культурно-образовательных индустрий и технологий.
- Реализовывать учебные программы в соответствии с особенностями возраста обучающихся.
- Осуществлять воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
- Анализировать факторы формирования личности.
- Осуществлять планирование и реализацию воспитательного процесса в учебной и внеучебной деятельности.
- Использовать средства дополнительного культурологического образования для социализации и инкультурации личности.
- Осуществлять эффективную интеграцию различных социально-демографических групп населения в учебно-воспитательный процесс.
владеть:
- Методами разработки и осуществления учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования (культурологического образования).
- Методами осуществления образовательно-воспитательной работы с различными категориями обучающихся.
- Методами проведения социально-коррекционной работы с различными категориями обучающихся.
- Методами педагогического сопровождения различных категорий обучающихся для обеспечения их успешной социализации и инкультурации, личностного и общекультурного развития.
- Понятийно-категориальным аппаратом дисциплины.
Место дисциплины в структуре ОПОП: вариативная часть
Б. 1.17.2 Модуль "Дополнительное образование". Организация дополнительного образования (культурологическое образование)
Средства оценки компетенций
Работа на практических и лабораторных занятиях. Выполнение заданий инвариантной и вариативной самостоятельной работы.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся целесообразно ознакомиться с ее рабочей программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, а также с предлагаемым перечнем заданий.
Рекомендации по подготовке к аудиторным занятиям
Лекционные занятия
Умение сосредоточенно слушать лекции, активно воспринимать излагаемые сведения является – это важнейшее условие освоения данной дисциплины. Каждая из лекций сопровождается компьютерной презентацией. Кроме того, в конце каждой лекции с целью создания условий для осмысления содержания лекционного материала обучающимся предлагается ответить на вопрос для размышления. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить материал. Поэтому в ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращая внимание на самое важное и существенное в нем. Имеет смысл оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, замечания, дополнения. Целесообразно разработать собственную
"маркографию" (значки, символы), сокращения слов.
Практические и лабораторные занятия
В ходе подготовки к практическим и лабораторным занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом важно учитывать рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Важно также опираться на конспекты лекций. В ходе занятия
важно внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы, активно участвовать в обсуждении изучаемых вопросов. В ходе своего выступления целесообразно использовать как технические средства обучения, так и традиционные, то есть доску и мел (при необходимости).
Организация внеаудиторной деятельности обучающихся
Внеаудиторная деятельность обучающегося по данной дисциплине предполагает самостоятельный поиск информации, необходимой, во-первых, для выполнения заданий самостоятельной работы (инвариантной и вариативной частей) и, во-вторых, подготовку к текущей и промежуточной аттестации. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у обучающегося умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий.
Подготовка к зачету
В процессе подготовки к зачету обучающемуся рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы все виды работ и заданий, предусмотренные рабочей программой, были выполнены в срок. Основное в подготовке к зачету - это повторение всего материала учебной дисциплины. В дни подготовки к зачету необходимо избегать чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуя труд и отдых. При подготовке к сдаче зачета старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачету, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к зачету целесообразно повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, заданий, которые выносятся на зачет и содержащихся в данной программе.