Образовательные технологии
Переве
Этапы разработки проекта и их содержание |
Методика организации учебного процесса |
ИСХОДНЫЙ: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ. |
Проектное задание может применяться на разных этапах изучения темы: а) в начале – как метод создания и осознания проблемы; б) в практическом применении полученных теоретических знаний; в) по завершении изучения темы – с целью углубления и расширения полученных знаний на творческом уровне. |
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА. |
Варианты способов предъявления проблемы: а) педагог предлагает варианты конкретных ситуаций и в ходе беседы помогает ученикам выявить основные противоречия; б) педагог представляет учащимся перечень проблем и предлагает выбрать заинтересовавшую их тему для создания проекта; в) учащиеся под руководством педагога определяют личностную и/или социальную значимость проблемы. |
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА. |
Цели проекта – формулируются как планируемый результат проектной деятельности: а) педагогом; б) учащимися под руководством педагога в ходе герменевтической или сократической беседы. |
1.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПРОЕКТА. |
а) гипотезу выдвигает педагог; б) учащиеся моделируют гипотезы на основе образцов гипотез, демонстрирующих взаимосвязь результата и исходных условий; в) гипотеза выдвигается в ходе реализации метода «мозгового штурма». |
2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА: ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ. |
Учащиеся обсуждают и самостоятельно составляют план работы над проектом, который фиксируется в дневниках, графиках и т.п. |
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА В ЦЕЛОМ И ЕГО ЧАСТЕЙ, А ТАКЖЕ СРОКОВ ИТОГОВОЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ. |
Преподаватель определяет и задает сроки выполнения и сдачи отчетности как по итогам создания проекта в целом, так и по завершению его отдельных этапов. Индивидуальную работу ученики планируют самостоятельно. |
2.2. ОБСУЖДЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОЕКТА. |
Критерии оценки качества могут быть предложены педагогом, сформулированы в ходе совместного обсуждения с учениками, разработаны экспертной группой учащихся. В качестве критериев качества могут рассматриваться: а) глубина и многогранность раскрытия темы; убедительность гипотезы; достижение цели проекта и метапредметных целей; б) качество оформления работы (грамотность изложения, наличие иллюстративного материала, уровень носителя информации и др.); в) самостоятельность суждений; г) новизна и значимость результата; д) уровень презентации проекта (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения и т.п.); е) степень активности каждого участника команды, уровень сотрудничества. Обсуждается также выбор способ оценивания результатов выполнения проекта. |
2.3. ВЫБОР СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА. |
Методы выполнения проектного задания предлагает учитель или они выбираются в ходе совместного обсуждения. Возможно представление учащимся различных методов исследования (изучение и анализ источников, моделирование, обобщение, опросы, интервью, собеседование, запросы через Интернет, наблюдение, опыты, эксперименты, различные методы обработки данных и др.). В ходе совместного обсуждения учащиеся самостоятельно выбирают соответствующие методы работы над проектом. |
2.4. ВЫБОР СПОСОБОВ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ/РОЛЕЙ. |
В работе над проектом применяются как индивидуальные формы работы, так и работа в небольших творческих группах. При этом общая работа распределяется на ряд заданий, в ходе выполнения которых создается целостное видение результатов проекта.
|
2.5. ВЫБОР СПОСОБОВ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ПРЕЗЕНТАЦИИ. |
Учащиеся под руководством педагога выбирают способ представления результатов проектной деятельности, который определяется содержанием работы и возможностями исполнителей. Это может быть доклад, сценарий, газета, аналитический отчет, видеофильм, сайт в Интернете, модель, макет и т.д. Способы презентации: а) выступление перед аудиторией; б) защита проектов на открытых обобщающих уроках; в) доклады на конференциях различного уровня; г) публикация материалов, оформление ученических стендов и т.п.; д) выставка работ; е) предметные вечера, недели и т.п. |
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. |
Учащиеся в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом, графиком работы осуществляют самостоятельную исследовательскую деятельность. Преподаватель оказывает педагогическую поддержку, стимулирует, консультирует учащихся в учебное время и через Интернет. |
3.1. СБОР, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ. |
Педагог подбирает необходимую информацию об источниках исследования учащихся, создает список литературы, разрабатывает методические рекомендации по работе с различными источниками исследования, помогает учащимся осваивать различные способы обработки знаний. |
3.2. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. |
Учащиеся с помощью преподавателя разрабатывают программу исследования, отбирают необходимое оборудование, интерпретируют результаты. |
3.3. ПОДГОТОВКА ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА (НАГЛЯДНО-ГРАФИЧЕСКОГО ЗВУКОВОГО И Т.П.). |
Иллюстративный материал отбирается учащимися самостоятельно (рисунки, коллажи, плакаты, схемы, фотографии, графики и диаграммы, видео и звукозаписи, компьютерные презентации и др.). Преподаватель оказывает помощь в организационном и методическом обеспечении этой работы. |
3.4. ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ. |
Ученик, отвечающий за группу, собирает весь материал, оценивает его с точки зрения достоверности и возможности доказательства гипотезы, организует обсуждение способа презентации подготовленного материала и его интеграции с остальными частями проекта. |
3.5. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. |
Педагог курирует деятельность учащихся, помогает в случае затруднений, следит за выполнением графика работы, консолидирует работу отдельных творческих групп. |
4. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА. |
Результаты проектной работы учащихся необходимо представить публично, при этом обязательно публично же дать оценку проделанной работе. Такой подход способствует повышению познавательной активности и учебной мотивации. |
4.1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА. |
Краткосрочный проект, который выполнялся в течение нескольких уроков на основе сотрудничества в творческих группах, предполагает: а) защиту проекта представителями каждой группы на тех же уроках; б) выступление докладчиков на обобщающем занятии-конференции или уроке – «погружение в проблему» (при межпредметном проекте); в) поочередное выступление докладчиков на уроках в специально отведенное время. |
4.2. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАННЫМИ КРИТЕРИЯМИ. |
После презентации проекта организуется обсуждение полученных результатов: а) сопоставление первоначальных целей и полученных результатов; б) подведение итогов. Ориентировочный план дискуссии: - оценка проекта своей группы учениками - «экспертами»; - выступление «оппонентов» из других групп с оценкой положительных и отрицательных сторон проекта в соответствии с принятыми критериями; - предложения «оппонентов» по доработке, коррекции, внедрению в практику результатов проектной деятельности оцениваемой группы; - члены «жюри» оценивают в баллах вклад каждой группы в разработку проекта и его качество по заранее оговоренным критериям; - на основании суммарных баллов определяется рейтинговая оценка каждой группы и/или выставляется дифференцированная оценка; - «председатель жюри» (преподаватель) подводит общий итог выполненной работы и оценивает ее качество, предлагает рекомендации/решения по практическому внедрению результатов проекта. |
4.3. РЕФЛЕКСИЯ. |
Преподаватель предлагает группам провести самооценку: а) качества проекта, его соответствия цели и гипотезе; б) процесса работы над проектом; в) личностных достижений учащихся. Преподаватель оценивает собственную деятельность по руководству проектной деятельностью учащихся. Вырабатываются совместные решения по усовершенствованию процесса проектной деятельности. |