Образовательные технологии

 Переве

Этапы разработки проекта и их

содержание

Методика организации учебного

процесса

ИСХОДНЫЙ: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ.

Проектное задание может применяться на разных этапах изучения темы:

а) в начале – как метод создания и осознания проблемы;

б) в практическом применении полученных теоретических знаний;

в) по завершении изучения темы – с целью углубления и расширения полученных знаний на творческом уровне.

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА.

Варианты способов предъявления проблемы:

а) педагог предлагает варианты конкретных ситуаций и в ходе беседы помогает ученикам выявить основные противоречия;

б) педагог представляет учащимся перечень проблем и предлагает выбрать заинтересовавшую их тему для создания проекта;

в) учащиеся под руководством педагога определяют личностную и/или социальную значимость проблемы.

1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА.

Цели проекта – формулируются как планируемый результат проектной деятельности:

а) педагогом;

б) учащимися под руководством педагога в ходе герменевтической или сократической беседы.

1.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПРОЕКТА.

а) гипотезу выдвигает педагог;

б) учащиеся моделируют гипотезы на основе образцов гипотез, демонстрирующих взаимосвязь результата и исходных условий;

в) гипотеза выдвигается в ходе реализации метода «мозгового штурма».

2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА: ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.

Учащиеся обсуждают и самостоятельно составляют план работы над проектом, который фиксируется в дневниках, графиках и т.п.

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА В ЦЕЛОМ И ЕГО ЧАСТЕЙ, А ТАКЖЕ СРОКОВ ИТОГОВОЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ.

Преподаватель определяет и задает сроки выполнения и сдачи отчетности как по итогам создания проекта в целом, так и по завершению его отдельных этапов. Индивидуальную работу ученики планируют самостоятельно.

2.2. ОБСУЖДЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОЕКТА.

Критерии оценки качества могут быть предложены педагогом, сформулированы в ходе совместного обсуждения с учениками,

разработаны экспертной группой учащихся.

В качестве критериев качества могут рассматриваться:

а) глубина и многогранность раскрытия темы; убедительность гипотезы; достижение цели проекта и метапредметных целей;

б) качество оформления работы (грамотность изложения, наличие иллюстративного материала, уровень носителя информации и др.);

в)        самостоятельность суждений;

г) новизна и значимость результата;

д) уровень презентации проекта (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения и т.п.);

е) степень активности каждого участника команды, уровень сотрудничества.

Обсуждается также выбор способ оценивания результатов выполнения проекта.

2.3. ВЫБОР СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.

Методы выполнения проектного задания предлагает учитель или они выбираются в ходе совместного обсуждения. Возможно представление учащимся различных методов исследования (изучение и анализ источников, моделирование, обобщение, опросы, интервью, собеседование, запросы через Интернет, наблюдение, опыты, эксперименты, различные методы обработки данных и др.). В ходе совместного обсуждения учащиеся самостоятельно выбирают соответствующие методы работы над проектом.

2.4. ВЫБОР СПОСОБОВ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ/РОЛЕЙ.

В работе над проектом применяются как индивидуальные формы работы, так и работа в небольших творческих группах. При этом общая работа распределяется на ряд заданий, в ходе выполнения которых создается целостное видение результатов проекта.

 

2.5. ВЫБОР СПОСОБОВ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Учащиеся под руководством педагога выбирают способ представления результатов проектной деятельности, который определяется содержанием работы и возможностями исполнителей. Это может быть доклад, сценарий, газета, аналитический отчет, видеофильм, сайт в Интернете, модель, макет и т.д.

Способы презентации:

а) выступление перед аудиторией;

б) защита проектов на открытых обобщающих уроках;

в) доклады на конференциях различного уровня;

г) публикация материалов, оформление ученических стендов и т.п.;

д) выставка работ;

е) предметные вечера, недели и т.п.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Учащиеся в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом, графиком работы осуществляют самостоятельную исследовательскую деятельность. Преподаватель оказывает педагогическую поддержку, стимулирует, консультирует учащихся в учебное время и через Интернет.

3.1. СБОР, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Педагог подбирает необходимую информацию об источниках исследования учащихся, создает список литературы, разрабатывает методические рекомендации по работе с различными источниками исследования, помогает учащимся осваивать различные способы обработки знаний.

3.2. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Учащиеся с помощью преподавателя разрабатывают программу исследования, отбирают необходимое оборудование, интерпретируют результаты.

3.3. ПОДГОТОВКА ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА (НАГЛЯДНО-ГРАФИЧЕСКОГО ЗВУКОВОГО И Т.П.).

Иллюстративный материал отбирается учащимися самостоятельно (рисунки, коллажи, плакаты, схемы, фотографии, графики и диаграммы, видео и звукозаписи, компьютерные презентации и др.). Преподаватель оказывает помощь в организационном и методическом обеспечении этой работы.

3.4. ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Ученик, отвечающий за группу, собирает весь материал, оценивает его с точки зрения достоверности и возможности доказательства гипотезы, организует обсуждение способа презентации подготовленного материала и его интеграции с остальными частями проекта.

3.5. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Педагог курирует деятельность учащихся, помогает в случае затруднений, следит за выполнением графика работы, консолидирует работу отдельных творческих групп.

4. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА.

Результаты проектной работы учащихся необходимо представить публично, при этом обязательно публично же дать оценку проделанной работе. Такой подход способствует повышению познавательной активности и учебной мотивации.

4.1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.

Краткосрочный проект, который выполнялся в течение нескольких уроков на основе сотрудничества в творческих группах, предполагает:

а) защиту проекта представителями каждой группы на тех же уроках;

б)        выступление докладчиков на обобщающем занятии-конференции или уроке – «погружение в проблему» (при межпредметном проекте);

в)        поочередное выступление докладчиков на уроках в специально отведенное время.

4.2. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАННЫМИ КРИТЕРИЯМИ.

После презентации проекта организуется обсуждение полученных результатов:

а) сопоставление первоначальных целей и полученных результатов;

б) подведение итогов.

Ориентировочный план дискуссии:

- оценка проекта своей группы учениками - «экспертами»;

- выступление «оппонентов» из других групп с оценкой положительных и отрицательных сторон проекта в соответствии с принятыми критериями;

- предложения «оппонентов» по доработке, коррекции, внедрению в практику результатов проектной деятельности оцениваемой группы;

- члены «жюри» оценивают в баллах вклад каждой группы в разработку проекта и его качество по заранее оговоренным критериям;

- на основании суммарных баллов определяется рейтинговая оценка каждой группы и/или выставляется дифференцированная оценка;

- «председатель жюри» (преподаватель) подводит общий итог выполненной работы и оценивает ее качество, предлагает рекомендации/решения по практическому внедрению результатов проекта.

4.3. РЕФЛЕКСИЯ.

Преподаватель предлагает группам провести самооценку:

а) качества проекта, его соответствия цели и гипотезе;

б) процесса работы над проектом; в) личностных достижений учащихся. Преподаватель оценивает собственную деятельность по руководству проектной деятельностью учащихся.

Вырабатываются совместные решения по усовершенствованию процесса проектной деятельности.

сти на китайский язык

Преподаватель курса: Рачина Бела Соломоновна