Методика обучения и воспитания (культурологическое образование)

Цель лекционных и практических занятий по «Методике обучения и воспитания» в 7 семестре состоит в формировании опыта проектирования и проведения уроков культурологических дисциплин. Содержание практических занятий строятся на основе деятельностного подхода. Такой подход максимально способствует формированию основ профессиональной компетентности учителя культурологии.

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ СТРОИТЬСЯ ПО АЛГОРИТМУ:

1.                  Прежде всего, Вам необходимо выбрать тип урока.

2.    Изучить методические указания к программе Даниловой Г.И. учебной дисциплины «Искусство» (5-9 классы) и выбрать один из разделов для последующей разработки содержания урока;

3.    Изучить дидактическую литературу по теории выбранных Вами методов;

4.    На основе содержания параграфа учебника «Искусство» Даниловой Г.И. и целесообразных методов разработать технологическую карту и презентацию к уроку:

5.    Обосновать содержания урока и методики ее проведения в технологической карте урока:

-          Сформулировать тему, триединую цель урока (ТЦУ), познавательные задачи, задачи развития учащихся, воспитательные задачи урока.

-          Отобрать оптимальное содержание материала урока, расчленить его на ряд законченных в смысловом отношении частей (модулей), выделить опорные элементы знаний.

-          Выделить учебный материала, который каждый учащийся должен понять и запомнить на уроке - основные изучаемые категории, понятия, термины, произведения, персонологию, формируемые умения и навыки, методы преподавания и учебной деятельности.

-          Разработать структуру урока[i], определить его тип и вид, целесообразные методы и педагогические приемы обучения.

-          Выявить связи учебного материала с другими предметами, возможности использования этих связей при формировании метапредметных знаний и умений учащихся.

-          Разработать методы взаимодействия учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в стандартных ситуациях.

-          Определить методы и приемы закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемы обобщения и систематизации знаний.

-          Подобрать дидактические средства урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

-          Определить объем и содержание записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

-          Определить объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

-          Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

-          Продумать формы подведения итогов урока, способы внеклассной работы по данной теме.

-          Записать ход урока в соответствии с требованиями по оформлению технологической карты урока и дидактической картотеки

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.     Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам МХК от истоков до 17 века.

2.     Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов н/Дону. Изд. «Учитель», 2001. – 176 с.

3.     Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Ростов н/Дону. Изд. «Учитель», 2001. – 160 с.

4.       Мировая художественная культура. Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. Гл. ред. Л.М. Мосолова. - СПб., Астерион, - 2004. 194 с.

5.       Мировая художественная культура: Синхронистические таблицы. - СПб.: Изд РГПУ им. А.И. Герцена, - 2001. 177 с.

6.     Современный урок: Мировая художественная культура. Под ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб.: КАРО, 2009. -160 с.

7.     Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. – СПб.: КАРО, 2005. – 44 8 с.

8.     Театральная деятельность. Программа для 1-9 класса общеобразовательной школы.

9.     Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М. Просвещение, 1991. – 175 с.

10.  Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Дону. Изд. «Учитель», 2003. 160 с.

Справочная литература:

1.    Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 тт./Гл. ред. С.Я. Левит. – СПб.: Университетская книга; Т.1 – А – М - 1998 – 447 с.; Т.2  - М –Я –1998,  447 с.

2.    Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, Т.1 – А – М - 1993 – 608; Т.2  - М –Я –1993,  672.

Дополнительная литература:

1.     Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1988.

2.       Ежеленко В.Б. Педагогический метод. СПб. 1995.

3.       Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981

4.       Лернер И.Я. Проблемное обучение -М., 1974.

5.     Маранцман В.Г. Программы общеобразовательных учреждений МХК.

6.       Матюшин А.М, Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1977.

7.       Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории -М., 1972.

8. Хуторской. А.В. Дидактическая эвристика.doc Методика личностно-ориентированного обучения.doc

9.       Эльконин Д.Б. Психологические основы развивающего обучения. М., 1975.

10.   Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

11. Якиманская И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения// Вопросы психологии. – 1995. – № 2.

Образовательные сайты

www.edu.ru/

www.gerzen.ru

www.profil.3dn.ru

www.edu.of.ru/zaoch

www.edu.of.ru/profil

portal.htp.ru

www.school.edu.ru/default.asp


Преподаватель курса: Токарев Сергей Николаевич