Государственный экзамен. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

 

БИЛЕТ № 1.

 

1.      Охарактеризуйте историю художественного образования в России?

            Проведите историко-теоретический анализ художественного образования в России и определите его ценностные ориентиры на различных этапах его становления как педагогической науки и как комплекса учебных дисциплин, представленных в системе образовательных учреждений различного типа. Нашли ли какие-либо из этих положений отражение в Вашем исследовании?

2.      Предложите технологическую карту учебной дисциплины.

Определите формат технологической карты учебной дисциплины.

Учтите необходимость отражения в ней доли аудиторной и самостоятельной работы студентов, количество набираемых баллов за различные виды заданий, направленных на формирование соответствующих компетенций.

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

 

БИЛЕТ №2.

 

1.      Поясните феномен взаимодействия традиционного и новаторского на разных этапах развития художественного образования (на примере отдельно взятой страны).

            Рассмотрите эволюцию диалектической взаимосвязи традиций и новации в художественном образовании в различные периоды становления и развития общества и государства. Проиллюстрируйте данное обстоятельство примером из Вашего исследования.

2.      Предложите учебную программу курса по выбору для студентов по проблематике выполняемого Вами диссертационного исследования.

            Выберете шаблон учебной программы (при необходимости Вы можете воспользоваться шаблоном, используемым в университете). Определите компетенции из образовательного стандарта соответствующего направления подготовки, на формирование которых будет направлен предлагаемый курс по выбору. Определите его примерное содержание, отберите образовательные технологии, сформулируйте задание для организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов, продумайте формы оценки результатов освоения курса. Оформите программу с помощью выбранного шаблона.

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

 

БИЛЕТ №3.

 

1.      Осветите проблему терминологии в педагогике и образовании.

Поясните, как проблема терминологии в педагогической науке нашла отражение в Вашем исследовании.

1.      Предложите систему взаимосвязанных заданий для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине.

Выберете из образовательной программы учебную дисциплину, к преподаванию которой Вы в наибольшей степени готовы с учетом научного профиля Вашей подготовки. Для этого воспользуйтесь аннотацией учебной дисциплины, представленной в атласе образовательных программ. Определите исходя из общего объема трудоемкости дисциплины, какая доля приходится на самостоятельную работу. Продолжите вариативные задания для ее организации.

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

 

 

БИЛЕТ №4.

 

1.      Что входит в понятие научного аппарата исследования?

            Перечислите основные положения понятийного аппарата научного исследования. В чем заключается научное предназначение каждого из них.

2.      Предложите примерную тематику и проект организации исследовательских работ студентами в процессе освоения ими образовательной программы.

            Определите примерную проблематику исследовательских работ, которая может быть предложена студентам в соответствии с профилем осваиваемой мим образовательной программы. Продумайте, каким образом может быть организована исследовательская деятельность студентов. Какие формы взаимодействия преподавателя со студентами могут быть использованы. Каким образом студенты смогут представить результаты своей работы. Как необходимо оценить эти результаты.

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

 

 

БИЛЕТ №5.

 

1.      Определите значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем образования в сфере искусства и культуры.

            Проиллюстрируйте данное положение примером из Вашего исследования.

2.      Предложите фонд оценочных средств по учебной дисциплине.

            Выберете из образовательной программы учебную дисциплину, к преподаванию которой Вы в наибольшей степени готовы с учетом научного профиля Вашей подготовки. Для этого воспользуйтесь аннотацией учебной дисциплины, представленной в атласе образовательных программ. Какие оценочные средства могут быть использованы для оценки результатов освоения дисциплины. Разработайте несколько вариантов таких средств (тест, задачи, темы для сообщений, критерии оценивания и т.п.).

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева

 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

БИЛЕТ №6.

 

1.      Обоснуйте актуальность, сформулируйте цель и определите учебно-методические задачи художественного обучения и воспитания в соответствии с тематикой Вашей научно-исследовательской работы.

            Определите взаимосвязь педагогической науки и художественно-образовательной практики в сфере Ваших научных интересов. Обоснуйте актуальность Вашего исследования как инновационного научного обретения, представляющего интерес, имеющего практическую и теоретическую значимость для педагогической науки и практики. Докажите необходимость его появления, восполняющего пробел в интересующей вас области знаний, дополняющий их.

2.      Спроектируйте индивидуальный образовательный маршрут для студента.

            Определите возможности вуза для построения индивидуального образовательного маршрута. Для этого проанализируйте различные формы получения образования в Вашем вузе (что предлагается в качестве формального образования – образовательная программа, направление, модули, курсы, дисциплины; неформальное образование – дополнительный курсы, программы, семинары; каковы возможности информального образования – конференции, научные общества, занятия в клубах по интересам и др.). Изобразите графически возможный индивидуальный образовательный маршрут для студента.

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

 

 

БИЛЕТ №7.

 

1.      Какова историография Вашего диссертационного исследования?

            Рассмотрите историографию как степень изученности рассматриваемой Вами проблемы в научно-исследовательской и учебно-методической литературе (по теме диссертационного исследования). Проведите источниковедческий обзор использованных в Вашем исследовании материалов, проведя их классификацию и охарактеризовав сущность.

2.      Предложите проект привлечения студентов к социально-активной деятельности.

            Современные студенты, независимо от осваиваемой ими образовательной программы, производят зачастую активную социальную позицию. Каким образом можно использовать эту активность в педагогических целях? Какое студенческое общество может быть создано? Каким образом при этом может быть учтена специфика осваиваемой ими образовательной программы? Ответ оформить письменно.

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

 

 

БИЛЕТ №8.

 

1.      Перечислите общенаучные методы методико-педагогического исследования, раскройте их сущность и значение применительно проблематики своей научной работы.

            Метод наблюдения как метод эмпирического исследования.

            Объясните содержание и конкретизируйте особенности метода эксперимента, если такой применялся в Вашем исследовании.

            Раскройте основное содержание и определите целесообразность педагогического, пилотажного, констатирующего, преобразующего, лабораторного и контрольного методов, а также метод тестирования и его разновидности. Какие из этих методов нашли применение в Вашем исследовании?

2.      Предложите творческий (неформальный) конкурс для студентов с учетом специфики осваиваемой ими образовательной программы.

            Одним из ориентиров современного образования является выполнение и поддержка талантливой молодежи. Каким образом можно выявить наиболее подготовленных студентов? Сложилась практика проведения предметных олимпиад. Что еще может быть предложено современным студентам. Разработайте проект творческого конкурса и критерии выявления творческих достижений студентов.

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева

 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

 

 

БИЛЕТ №9.

 

1.      Изложите основные положения Вашего исследования, доказывающие его научную новизну.

            Объясните сущность новых отличительных особенностей Вашего исследования в сопоставлении с уже известными в педагогической науке данными, дополняющими ее или пересматривающими устаревшие правила, нормативы и установки.

2.      Спроектируйте практическое занятие со студентами с использованием одной из образовательных технологий.

            Выберете из образовательной программы учебную дисциплину, к преподаванию которой Вы в наибольшей степени готовы с учетом научного профиля Вашей подготовки. Для этого воспользуйтесь аннотацией учебной дисциплины, представленной в атласе образовательных программ. Определите примерную тематику практического занятия и разработайте план его проведения. Охарактеризуйте каким образом Вы будете использовать образовательную технологию на этом занятии. Обоснуйте свой выбор технологии.

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева

 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, уровни общего и профессионального образования)

 

 

 

БИЛЕТ №10.

 

1.      Охарактеризуйте собственную научно-практическую деятельность в области художественной педагогики.

            Какие научные, учебно-методические или программные разработки для общеобразовательной школы, в области музейной педагогики, дополнительного, предпрофессионального или профессионального образования, в том числе публикации, связанные с тематикой Вашего исследования, нашли реализацию в Вашей самостоятельной педагогической деятельности? Охарактеризуйте их содержание, функции и эффективность внедрения.

2.      Предложите инструментарий для выявления трудностей (проблем) студентов, возникающих при освоении учебной дисциплины.

            Каким образом можно выявить трудности (проблемы) студентов в процессе изучения учебной дисциплины? С помощью какого инструментария (тест анкета, фокус-группа, интервью и т.д.) могут быть выявлены трудности (проблемы) студентов? Предложите свой вариант. Каким образом могут быть обработаны полученные результаты? Ответ оформите письменно.

 

 

 

Декан факультета изобразительного искусства                                               В. А. Кузмичев

 

Зав. кафедры живописи                                                                                      М. В. Кузмичева