Образовательное проектирование и управление проектами

Модуль "Образовательное проектирование в области финансовой грамотности". Образовательное проектирование и управление проектами. 
44.04.01 Педагогическое образование - Образование в области финансовой грамотности (магистратура)

1, 8, 15 апреля 2022 

30.06 консультация

01.07 экзамен


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

Рабочая программа дисциплины

базовая часть

 

Модуль " Образовательное проектирование в области финансовой грамотности "

 

Образовательное проектирование и управление проектами

 

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА

(программа академической магистратуры)

по направлению

44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

 

 

 

Квалификация выпускника: магистр

Форма обучения - очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры управление персоналом и кадрового менеджмента

Протокол № ____ от ______ 2020 г.

Зав. кафедрой

__________________  С.Ю. Трапицын

 

Утверждено на заседании Совета

института экономики и управления

Протокол № ___ от _______ 2020 г.

Председатель Совета

 

____________ А.В. Колышкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург – 2020

Код плана: 1М-nnnn/21


 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями

 

Таблица 1

УК-2

Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ИУК 2.1 Выстраивает этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определяет этапы жизненного цикла проекта

ИУК 2.2 Определяет проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулирует цель проекта. Определяет исполнителей проекта

ИУК 2.3 Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений

ИУК 2.4 Качественно решает конкретные задачи (исследования, проекта, деятельности) за установленное время. Оценивает риски и результаты проекта

ИУК 2.5 Публично представляет результаты проекта, вступает в обсуждение хода и результатов проекта

ОПК-2

Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

ИОПК 2.1 Знает: содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования ОП; сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся; сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции научно-методического обеспечения современного образовательного процесса

ИОПК 2.2 Умеет: учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП; использовать методы педагогической диагностики; осуществлять проектную деятельность по разработке ОП; проектировать отдельные структурные компоненты ООП

ИОПК 2.3 Владеет: опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; опытом использования методов диагностики особенностей учащихся в практике; способами проектной деятельности в образовании; опытом участия в проектировании ООП.

ПК-3

Способен проектировать образовательные программы в области финансовой грамотности, обоснованно использовать методологию и методы педагогического исследования

ИПК 3.1 Знает: нормативно-правовые акты осуществления проектирования образовательных программ в области финансовой грамотности, методологию образовательного проектирования, методы педагогического исследования, нормы профессиональной этики педагога

ИПК 3.2 Умеет: отбирать соответствующие виды, методы и приемы проектирования основных и дополнительных образовательных программ образовательных программ в области финансовой грамотности 

ИПК 3.3 Владеет: адекватными уровню образования действиями при проектирования образовательных программ в области финансовой грамотности 

Место дисциплины в структуре ОПОП: часть, формируемая участниками образовательных отношений

Объем (в зачетных единицах) и формы аттестации по дисциплине

Таблица 2

Дисциплина

 

Семестр

 

Всего зачетных единиц /из них на экзамен

Всего

часов на

теорети­ческое обучение

Контактн

ая работа обучаю­щихся с препода­вателем

Самосто­ятельная работа

 

Лекци­онные занятия

 

Практи­ческие занятия

 

Лабора­торные занятия

 

Форма аттеста­ции

Образовательное проектирование и управление проектами

?

3

108

18

90

4

14

 

экзамен

Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы

Таблица 3

№ темы

Название темы с кратким содержанием

Виды занятий, часы

Самостоя­тельная работа, часы

Всего часов

Лекционные

Практи­ческие

Лабор­а­торные

? семестр

1

Образовательное проектирование

Образовательные проекты: основные понятия и определения.

Типология образовательных проектов.

Приоритетные национальные проекты как стратегические ориентиры развития образования.

Образовательные проекты в системе менеджмента образовательной организации.

Проект как технология достижения стратегической цели. Стратегическое планирование в образовательной организации, проекты и программы развития. Формирование проектного портфеля в соответствии со стратегией и целями. Сбалансированность проектного портфеля. Проектный офис в образовательной организации: цели, задачи и функционал.

Организационное проектирование в образовательной организации и в программе проектного развития. Проекты научной организации труда, управления эффективностью и производительностью. Проекты обеспечения безопасности труда и охраны здоровья обучающихся и персонала. Проекты информационной безопасности. Проекты развития инфраструктуры и цифровой образовательной среды. Участие в региональных экосистемных проектах, связи с общественностью и продвижение бренда.

Учебные проекты по формированию компетенций. Типология учебных проектов и их дидактические возможности.

Научные и прикладные проекты в образовании. Результаты интеллектуальной деятельности в области образования: НИОКР, НИР, научно-исследовательская работа студентов и школьников. Защита интеллектуальной собственности и других нематериальных активов в образовательных проектах.

Проекты воспитательной деятельности, социальные проекты, спортивные проекты и проекты реализации молодежной политики в образовательной организации.

Предпринимательские образовательные проекты. Концепция «Стартап как ВКР» и пути ее реализации в вузе. Технологические образовательные проекты, продукты и сервисы. Инновационно-образовательная экосистема технического творчества детей и молодежи и технологического предпринимательства. Перспективные профессии и рынок сервисов по развитию компетенций будущего. Институты развития технологического предпринимательства в образовании.

Особенности управления проектами в образовательных организациях и образовательных проектах различных уровней, форм собственности и размера.

 

1

5

 

18

24

2

Технология управления проектами

Концепция и технологии проектного менеджмента. Стандарты, руководства и лучшие практики по управлению проектами: PMBoK, ISO 21500, Agile. Определение проекта. Свойства проектов. Условия авторизации проекта. Управление проектами, портфелями и программами проектов. Этапы проекта.

Соответствие образовательных проектов миссии и видению будущего образовательной организации.

Области знаний и процессы проектного менеджмента: управление интеграцией проекта, управление содержанием, управление сроками, управление стоимостью, управление качеством, управление человеческими ресурсами, управление коммуникациями, управление рисками, управление поставками.

Разработка и планирование образовательных проектов. Анализ рынка. Анализ заинтересованных сторон. Управление рисками и возможностями. Анализ среды образовательной организации и компонентов модели региональной инновационно-образовательной экосистемы. Иерархическая структура работ. Анализ критического пути проекта.

Ответственность, полномочия, роли и команды проекта. Креативные группы (thinking tanks) и коммуникативные площадки для разработки идей проектного управления. Формирование и развитие команды образовательных проектов. Управление изменениями.

Планирование индикаторов результативности и эффективности образовательных проектов и методов их оценивания.

Платформы и приложения для поддержки образовательных проектов.

Анализ результативности и эффективности образовательных проектов.

Проектная гибкость: управление рисками, стратегические альтернативы, предупреждающие действия и корректировка плана проекта.

Финансирование образовательных проектов: бюджетные и внебюджетные источники. Модели финансирования. Бизнес-план образовательного проекта. Анализ чувствительности проектов. Инвесторы образовательных проектов. Финансирование научных проектов. Самофинансирование. Венчурные фонды. Бизнес-ангелы. Целевое финансирование образовательных бизнес-проектов.

Акселераторы образовательных проектов. Бизнес-инкубаторы и технопарки как ресурсы образовательных проектов.

Презентация проектов экспертам (инвесторам, учредителям), порядок проведения питч-сессий.

1

5

 

18

24

3

Проектирование и разработка образовательных программ

Анализ необходимости и возможности открытия новой образовательной программы (ОП). Анализ рынка образовательных программ. Анализ заинтересованных сторон. Анализ потенциальных заказчиков и потенциальных обучающихся.

Анализ соответствия новой образовательной программы стратегии образовательной организации. Измеримый результат: принятие решения о разработке новой ОП, создание проектной команды, назначение менеджера проекта.

Планирование проекта: иерархическая структура работ (ИСР), анализ рисков и возможностей, обработка рисков – установление альтернатив и предупреждающих действий. Распределение ролей в команде. Измеримый результат: ИСР, матрица ответственности, реестр рисков. Бюджет проекта.

Анализ требований: законодательных и нормативных требований применительно к данной ОП, требований заказчика, требований ФГОС, положений профессиональных стандартов, квалификационных требований. Измеримый результат: техническое задание на разработку ОП.

Проектирование элементов образовательной программы: учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин, программ практик, программ итоговой аттестации, фондов оценочных средств, образовательных технологий. Измеримый результат: соответствие разработанных элементов образовательной программы техническому заданию.

Верификация и валидация проекта образовательной программы: сравнительный анализ с существующими программами, программами конкурентов, экспертиза, педагогический эксперимент, лицензирование, профессионально-общественная аккредитация, сертификация элементов ОП. Измеримый результат: объективные свидетельства соответствия разработанных элементов образовательной программы техническому заданию, утверждение ОП учредителем и заказчиком, включение в план приема / набора.

Подготовка обеспечения ОП: разработка учебно-методического обеспечения ОП, подготовка материальных ресурсов, человеческих ресурсов, информационно-библиотечных ресурсов образовательной программы. Финансирование и организация закупки ресурсов. Обучение и развитие команды исполнителей образовательной программы – преподавателей, менеджеров, методистов, тьюторов, наставников, менторов, модераторов, продюсеров и операторов электронных учебных курсов и др. Измеримый результат: соответствие подготовленных ресурсов техническому заданию.

Прием / набор, зачисление обучающихся. Измеримый результат: сформированные учебные группы обучающихся, документально оформленные.

Планирование образовательного процесса: составление расписания занятий, планирование нагрузки преподавателей, планирование аудиторного фонда, планирование технических средств обучения, расходных материалов. Измеримый результат: соответствие требованиям утвержденной ОП.

Планирование итоговой аттестации: фонды оценочных средств, состав комиссий, расписание аттестации.

Реализация образовательной программы: регулярный анализ рисков, уточнение планов проекта, регулярное обновление ресурсов, в том числе информационно-библиотечных и человеческих, координация работ в образовательном процессе, организация мониторинга и контроля качества, обратная связь, анализ и устранение ошибок, анализ образовательных результатов, анализ удовлетворенности заинтересованных сторон, анализ трудоустройства, защита интеллектуальной собственности.

Планирование завершения проекта: прекращение реализации ОП, архивация документированной информации, высвобождение персонала, передача и/или утилизация материальных ресурсов.

Анализ результативности и эффективности проекта.

Особенности проектирования и разработки образовательных программ по тематике финансовой грамотности.

Особенности проектирования и разработки образовательных программ для различных уровней, форм и форматов образования, категорий обучающихся и применяемых образовательных технологий.

2

4

 

18

24

 

Подготовка к экзамену

 

 

 

36

36

 

Итого:

4

14

90

108

 

Формы учебных занятий и интерактивные формы организации учебного процесса

Таблица 4

№ темы

Интерактивные формы организации учебного процесса

1

Лекция-дискуссия «Образовательное проектирование»

Групповая работа: составление ментальной карты «Типология образовательных проектов».

Групповая работа: составление ментальной карты «Дидактические возможности учебных проектов».

Индивидуальное задание: Зарегистрироваться в приложении mentimeter.com и создать свой интерактивный опрос на тему: «’Непреодолимые’ препятствия в образовательных проектах».

2

Лекция-дискуссия «Технология управления проектами»

Групповая работа: составление ментальной карты «Измеримые характеристики результата (продукта) образовательного проекта»

Групповая работа: составление ментальной карты «Управление рисками образовательного проекта».

Групповая работа: разработать аннотацию проекта по достижению одной из стратегических целей развития образовательной организации (составить для программы развития РГПУ им. А.И. Герцена, если не указано другое).

Групповая работа: «Разработка алгоритма планирования и выполнения образовательного проекта»

Обсуждение результатов выполнения заданий на самостоятельную работу

 

Лекция-дискуссия «Проектирование и разработка образовательных программ»

Групповая работа: составление ментальной карты «Анализ требований в проекте разработки образовательной программы»

Групповая работа: составление иерархической структуры работ и визуализация методом диаграммы Ганта «Проектирование и разработка образовательной программы».

Групповая работа: разработать аннотацию проекта по проектированию и разработке образовательной программы (составить для данной магистерской образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена, если не указано другое).

Групповая работа: разработать измеримые параметры проекта по проектированию и разработке образовательной программы (составить для данной магистерской образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена, если не указано другое).

Обсуждение результатов выполнения заданий на самостоятельную работу

 

Содержание самостоятельной работы обучающихся по темам дисциплины

Содержание инвариантной самостоятельной работы (ИСР) обучающихся по темам

Таблица 5

№ темы

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Количество часов

1

Изучить учебный материал в рекомендованных источниках литературы.

Письменное задание: подготовить глоссарий по тематике проектного менеджмента в области образования.

Задание: зерегистрироваться на платформе leader-id.ru или tboil.spb.ru, заполнить личный профиль, записаться на 2-3 мероприятия по теме проектного менеджмента в области образования, которые добавить в календарь и скриншот поместить в портфолио.

Письменное задание: Составить аннотированный список источников по тематике проектного менеджмента в области образования (8-10 источников, не менее 5 из них научные статьи).

Письменное задание: Подготовить эссе по анализу предпринимательских проектов в области образования – 2-3 стр.

Письменное задание: проанализировать источники и модели финансирования образовательных проектов (аналитический отчет на 2-3 стр.).

16

2

Изучить учебный материал в рекомендованных источниках литературы.

Письменное задание: провести анализ платформ, приложений или стартапов, предлагающих сервисы и решения в области финансового менеджмента в образовании (аналитический отчет на 2-3 стр.).

Дискуссионный вопрос: организовать на платформе moodle.herzen.spb.ru обсуждение на тему: «Какие заинтересованные стороны имеют отношение к проектам в области образования и как они влияют на результат?».

Письменное задание: разработать критерии оценки образовательного проекта.

Письменное задание: провести анализ зарубежного опыта реализации образовательных проектов на основе открытых источников из Интернет (аналитический отчет на 2-3 стр.).

Дискуссионный вопрос: организовать на платформе moodle.herzen.spb.ru обсуждение на тему: «Идеи для предпринимательских проектов в области образования».

Письменное задание: проанализировать бизнес-модели ведущих игроков рынка EdTech и дать их сравнительную характеристику, например, по следующим критериям: тип продукта, потребители, конкурентные преимущества, доля рынка, объем продаж, капитализация и т.п.

Письменное задание: предложить идею для бизнес-проекта в области образовательных технологий и дать ее краткое описание.

Письменное задание: представить аннотацию проекта нового бизнеса в сфере образовательных технологий (EdTech).

16

3

Изучить учебный материал в рекомендованных источниках литературы.

Письменное задание: подготовить реферат на тему «Анализ рынка образовательных программ по тематике финансовой грамотности».

Дискуссионный вопрос: организовать на платформе moodle.herzen.spb.ru обсуждение на тему: «Кто может быть заказчиком проекта по проектированию и разработке образовательной программы, каковы их требования и влияние на проект?».

Письменное задание: разработать критерии оценки проекта по проектированию и разработке образовательной программы.

Дискуссионный вопрос: организовать на платформе moodle.herzen.spb.ru обсуждение на тему: «Риски и методы их обработки в проекте по проектированию и разработке образовательной программы».

Дискуссионный вопрос: организовать на платформе moodle.herzen.spb.ru обсуждение на тему: «Инновационные образовательные технологии в проекте по проектированию и разработке образовательной программы “Финансовая грамотность”».

Письменное задание: представить аннотацию проекта по проектированию и разработке образовательной программы.

16

 

Итого:

48

 

Содержание вариативной самостоятельной работы (ВСР) обучающихся по темам

Таблица 6

№ темы

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Количество часов

1

Письменное задание: предложить 3 вопроса для теста по тематике данного курса для компьютерного тестирования: тип вопросов - закрытый, варианты – с выбором одного или нескольких правильных ответов, на дополнение или ранжирование.

Письменное задание: подготовить реферат на тему «Рынок образовательных технологий и его потенциал для образовательных проектов».

Письменное задание: подобрать 2-3 ресурса в компендиум по теме, добавить свои заметки (чем интересен ресурс).

2

 

 

0

 

0

2

Письменное задание: составить перечень рисков образовательного проекта, выполнить качественный и количественный их анализ и предложить меры по обработке рисков.

Письменное задание: подготовить реферат на тему «Финансовый результат в образовательном проекте».

Письменное задание: подобрать 2-3 ресурса в компендиум по теме, добавить свои заметки (чем интересен ресурс).

2

 

0

 

0

3

Письменное задание: составить перечень рисков образовательного проекта, выполнить качественный и количественный их анализ и предложить меры по обработке рисков.

Письменное задание: провести анализ зарубежного опыта реализации образовательных проектов проекта по проектированию и разработке образовательных программ на основе открытых источников из Интернет (аналитический отчет на 2-3 стр.).

Письменное задание: подобрать 2-3 ресурса в компендиум по теме, добавить свои заметки (чем интересен ресурс).

2

 

0

 

0

 

Итого:

6

 

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Таблица 7

Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций

1

Перечень основной и дополнительной литературы

2

Электронный учебный курс «Бизнес-планирование в проектной деятельности» в системе дистанционного обучения Moodle https://moodle.herzen.spb.ru

3

Материалы по проектному менеджменту Университета 2035 [Электронный ресурс. Дата обращения 14.08.2020] https://steps.2035.university/collections?type=general&page=1

4

Плейлист полезных ресурсов рынка EduNet Национальной технологической инициативы [Электронный ресурс. Дата обращения 14.08.2020]. https://steps.2035.university/collections/4514ae94-8c60-432c-be02-30bafbbf931a

5

Тимченко В.В. Анализ рынка образовательных технологий EdTech // Гостиная Штоля: сетевой научно-педагогический видеожурнал. 2020 г., #3, ART 200730. URL: http://stoll.spb.su/200730.htm

6

Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции / 2019. [Электронный ресурс. Дата обращения 14.08.2020].  https://management21.herzen.spb.ru/arxiv/obrazovanie-v-epoxu-cifrovoj-ekonomiki/sbornik-nauchnyx-statej/

7

Educational Technology: A Definition with Commentary // Alan Januszewski, Michael Molenda. Routledge, 2013 – 384 p. ISBN 978 0 8058 5860 0

8

Renz, André & Krishnaraja, Swathi & Schildhauer, Thomas. (2020). A new dynamic for EdTech in the age of pandemics // Special Call for Contributions on Crisis-driven Innovation ISPIM 2020. Available at: https://www.researchgate.net/publication/342077840 (accessed June,1, 2020).

9

Национальная технологическая инициатива Агентства стратегических инициатив по развитию новых проектов. Режим доступа: https://nti2035.ru/nti_new/edunet.html (дата обращения 1 июня 2020).

10

EdTechX 2020 Global Report. EdTechXEurope Social Stream // Available at: https://ecosystem.edtechxeurope.com/ (accessed June,1, 2020).

11

Ресурсы поддержки удаленного обучения / Тимченко В.В., Екименко Д.В. Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2019. № 5 (47). С. 29-34.

12

Educational Technology Market Analysis / Victor V. Timchenko, Sergey Y. Trapitsin, Zoya V. Apevalova / Материалы V Международной научно-практической конференции «Менеджмент качества, транспортная и информационная безопасность, информационные технологии» (IT&QM&IS–2020). – Ярославль, IEEE Xplore Digital Library, 2020.

13

Тимченко В.В. Развитие профессиональных квалификаций специалистов онлайн-обучения / В сборнике: Образовательная динамика сетевой личности. Материалы I Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт педагогики. 2018. С. 195-201.

14

Тимченко В.В. Развитие предпринимательских навыков для рынка EdTech в педагогическом вузе / В сборнике: Образовательная динамика сетевой личности. Материалы III Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт педагогики. 2020. С. 132-137.

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП

Таблица 8

Код Компетенции

1 - этап*

2 - этап*

3 - этап*

ОПК-1

 

 

 

ПК-6

 

 

 

*Примечание: 1 и 2 этап - 1 курс; 3 этап - 2 курс

 

Уровни формирования компетенции

Таблица 9

Код компетенции

Знает

Умеет

Владеет

ОПК-1

ИОПК 1.1 Знает: приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации

 

ИОПК 1.2 Умеет: применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования и профессиональной деятельности с учетом норм профессиональной этики, выявлять актуальные проблемы в сфере образования с целью выполнения научного исследовании

 

 

ПК-6

ИПК 6.1 Знает принципы экономической оценки проектов; теорию и практику маркетинговых исследований в сфере образования, специфику рынка образовательных услуг

 

ИПК 6.2 Умеет разработать предложения и рекомендации по формированию образовательных программ и совершенствованию условий их реализации на основе изучения требований рынка труда

ИПК 6.4. Умеет осуществлять оценку экономической эффективности образовательных проектов ИПК 6.5. Может формировать инвестиционное предложение  образовательных проектов и презентовать потенциальным инвесторам

ИПК 6.2 Владеет инструментарием проведения исследования образовательных запросов потребителей и требований заинтересованных лиц к образовательной программе, определения структуры спроса и предложения на рынке образовательных услуг

ИПК 6.6. Владеет инструментарием написания проектов образовательных стартапов

ИПК 6.7. Владеет технологиями составления плана маркетинга, брендинга и рекламы проектов на основе знаний рынка образования

 

Средства оценки компетенций

Таблица 10

Код компетенции

Средства оценки компетенций

ОПК-1

Активность на лекциях-дискуссиях, задания на практических занятиях, ИСР и ВСР по темам 1-3

ПК-6

Активность на лекциях-дискуссиях, задания на практических занятиях, ИСР и ВСР по темам 1-3

 

Методические материалы для проведения текущего контроля

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме оценивания активности студентов в ходе лекций-дискуссий, проверки выполнения заданий на практических занятиях и заданий самостоятельной работы.

Типовые задания для проведения процедур оценивания результатов освоения дисциплины в ходе текущего контроля, шкалы и критерии оценивания представлены в Приложении 1.

Методические материалы для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена, типовые вопросы промежуточной аттестации приведены в приложении 2.

Шкала критериев оценивания

Таблица 11

Шкала

Критерии

Экзамен

отлично

обучающийся продемонстрировал глубокое и прочное усвоение изучаемого материала, уверенно владеет понятийным аппаратом дисциплины; последовательно, грамотно и логично излагает теоретический материал; продемонстрировал умение самостоятельного поиска и анализа источников в предметной области изучаемой дисциплины; выполнил все задания на практических занятиях и все задания для инвариантной и вариативной самостоятельной работы без ошибок

хорошо

обучающийся продемонстрировал достаточно глубокое и прочное усвоение изучаемого материала, достаточно уверенно владеет понятийным аппаратом дисциплины; последовательно, грамотно и логично излагает теоретический материал; продемонстрировал умение самостоятельного поиска и анализа источников в предметной области изучаемой дисциплины; выполнил все задания на практических занятиях и все задания для инвариантной и вариативной самостоятельной работы без существенных ошибок

удовлетворительно

обучающийся в основном продемонстрировал усвоение изучаемого материала, частично владеет понятийным аппаратом дисциплины; изложил теоретический материал при помощи наводящих вопросов преподавателя; продемонстрировал умение поиска и анализа источников в предметной области изучаемой дисциплины только в ресурсах, указанных преподавателем; выполнил все задания на практических занятиях и все задания для инвариантной и вариативной самостоятельной работы, но допустил при этом большое количество ошибок

неудовлетворительно

обучающийся не продемонстрировал знание изучаемого теоретического материала по крайней мере на базовом уровне; не владеет понятийным аппаратом дисциплины; допускает грубые ошибки при изложении теоретического материала; выполнил не все задания на практических занятиях и не все задания для инвариантной и вариативной самостоятельной работы и/или допустил при этом грубые ошибки

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

Таблица 12

№ п/п

Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций

1

Поляков, Н. А.  Управление инновационными проектами : учебник и практикум для вузов / Н. А. Поляков, О. В. Мотовилов, Н. В. Лукашов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00952-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450564 (дата обращения: 18.08.2020).

2

Сергеев, А. А.  Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 483 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13182-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449380 (дата обращения: 18.08.2020).

3

Павлов, А. Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK. Изложение методологии и опыт применения / Павлов А.Н., - 5-е изд., (эл.) - Москва :Лаборатория знаний, 2017. - 274 с.: ISBN 978-5-00101-521-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/540846 (дата обращения: 02.08.2020). – Режим доступа: по подписке.

4

Менеджмент в образовании : учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 413 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00364-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450776 (дата обращения: 18.08.2020).

 

Дополнительная литература

Таблица 13

№ п/п

Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций

5

Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководства PMBOK®): пер. с англ. : [16+] / . – 5-е изд. – Москва : Олимп-Бизнес, 2018. – 613 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494449 (дата обращения: 02.08.2020). – ISBN 978-5-9693-0286-0. – Текст : электронный.

6

Трайнев, И. В. Управление развитием информационных педагогических проектов в постиндустриальном обществе : монография / И. В. Трайнев. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 224 с. - ISBN 978-5-394-03860-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1091536 (дата обращения: 02.08.2020). – Режим доступа: по подписке.

7

Зенкина, С. В.  Сетевая проектно-исследовательская деятельность обучающихся : монография / С. В. Зенкина, Е. К. Герасимова, О. П. Панкратова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 152 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-13679-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466296 (дата обращения: 03.08.2020).

8

Финансы некоммерческих организаций : учебник и практикум для вузов / И. В. Ишина [и др.] ; под редакцией И. В. Ишиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08132-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450521 (дата обращения: 18.08.2020).

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

•            Федеральный портал «Российское образование» - www.edu.ru

•            Научная электронная библиотека - www.elibrary.ru

•            Официальный сайт Министерства экономического развития РФ : www.economy.gov.ru

•            Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/

•            Официальный сайт Международной организации труда: www.ilo.ru

•            Официальный сайт Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга www.rspb.ru /

•            Федеральный образовательный портал «Экономика, менеджмент, социология»: www.ecsocman.edu.ru

•            Сайт, посвященный проблематике национальных проектов: www.rost.ru

•            Официальный сайт OECD (Организация экономического сотрудничества и развития):http://oecdru.org/oecd_rf.html

•            Нормативно-правовая справочная система «Кодекс» http://www.kodeks.ru/

•            Нормативно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru/

•            Справочная правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/

•            Сайт кружкового движения: http://kruzhok.org.

•            Информационные и образовательные ресурсы Университета 2035 https://my.2035.university/home

•            Информационная система поддержки лидеров сообществ https://leader-id.ru/

•            Информационная система поддержки лидеров сообществ Санкт-Петербурга https://tboil.spb.ru/

•            Сайт АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК») — государственный фонд фондов и институт развития венчурного рынка Российской Федерации https://www.rvc.ru/

•            Сайт Платформа НТИ — некоммерческая организация, созданная для вовлечения людей в развитие компаний, которые стремятся стать лидерами на принципиально новых технологических рынках: https://2035.dev/

•            Сайт Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» – официального оператора международного некоммерческого движения WorldSkills International, миссия которого – повышение стандартов подготовки кадров https://worldskills.ru/

•            Сайт проекта «Атлас новых профессий» http://atlas100.ru/

•            Проект поддержки инновационной деятельности в России “UpGreat” https://upgreat.one/

•            Школа наставников проектного обучения Инновационного центра Сколково. URL: http://sk.ru/opus/p/project-learning-2017.aspx.

•            Региональная карта кружкового движения НТИ. URL: http://kruzhok.org. В большем разрешении: https://yadi.sk/i/2P5ENohcZgKyRg.

•            Социальный граф лидеров инноваций в отечественном образовании. URL: https://s-ol.ru/ru/2017/04/21/kartalio-20170420. В большем разрешении: https://s-ol.ru/wp-content/uploads/2017/04/3-%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%901.pdf.

•            Школа РосАтом для школьников: http://rosatomschool.ru.

•            Школьная лига РОСНАНО: http://www.schoolnano.ru.

•            STEM-игры: http://www.stemgames.ru

•            www.pirsocenter.ru/masterskaya - Центр перспективных исследований и разработок в сфере образования, Финансовый университет при Правительстве РФ

•            www.goonline.2035.university – платформа цифровых образовательных ресурсов Университета 2035

•            www.HolonIQ.com – интеллектуальная платформа анализа рынка образовательных технологий

•            https://www.coursera.org – платформа массовых открытых онлайн-курсов

•            https://www.lektorium.tv – платформа массовых открытых онлайн-курсов

•.           https://stepik.org – платформа массовых открытых онлайн-курсов

11.        https://universarium.org/  – платформа массовых открытых онлайн-курсов

•            https://ocw.mit.edu/index.htm  – платформа открытого образования

•            https://www.edx.org/ – платформа открытого образования

•            https://www.khanacademy.org/ – платформа открытого образования

•            https://www.udacity.com - платформа открытого образования

•            Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

•            Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru

•            Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://www.window.edu.ru

•            Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

•            Сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) - Режим доступа: http://www.fips.ru/rospatent/index.htm

•            Сайт Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). - Режим доступа: https://ru.unesco.org/

•            Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации – edu.gov.ru.

•            Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации – minobrnauki.gov.ru

Электронно-библиотечные системы (ЭБС)

Таблица 14

Ссылка на информационный ресурс

Наименование разработки в электронной форме

Доступность

http://e.lanbook.com

 

Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань». Учебники и учебные пособия для университетов издательства «Лань» и десятков российских издательств

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://ibooks.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов издательств «Питер», «БХВ-Петербург»

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.znanium.com/

 

Электронно-библиотечная система (ЭБС) Znanium. Учебники и учебные пособия для университетов издательства «Инфра-М» и десятков российских издательств

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.biblioclub.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн. Учебники и учебные пособия для университетов издательства «ДиректМедиа» и десятков российских издательств

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

http://www.urait.ru

 

Электронно-библиотечная система (ЭБС) издательства «Юрайт». Учебники и учебные пособия для университетов издательства «Юрайт»

Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Общие положения

Приступая к изучению дисциплины, обучающимся целесообразно ознакомиться с ее рабочей программой, в том числе: с перечнем основной и дополнительной литературы, с перечнем заданий на самостоятельную работу, с требованиями к текущей и промежуточной аттестации, с рекомендованными электронными образовательными ресурсами. Обучающиеся должны понять связь изучаемой дисциплины с другими учебными курсами и модулями.

Информационное обеспечение

Большинство учебных материалов, в том числе презентации и задания на самостоятельную работу, размещены в системе электронной поддержки образовательного процесса Moodle (moodle.herzen.spb.ru), что облегчает поиск базовой информации, и позволяет сосредоточиться на творческих и исследовательских активностях, которые способствуют развитию познавательного интереса.

Одним из основных источников учебной информации является Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны (http://lib.herzen.spb.ru) и ее электронные ресурсы, в том числе электронные библиотечные системы, на которые подписан университет, и базы научной информации; большинство ресурсов доступны как на территории университета, так и из дома, но требуется первичная регистрация по единому паролю студента с территории университета, в дальнейшем возможна работа из любого места; условия подписки и доступа к ресурсам ежегодно меняются, поэтому нужно проверять их в начале каждого семестра.

В атласе образовательных программ университета (atlas.herzen.spb.ru) в личном кабинете студента можно познакомиться с официальными документами образовательной программы, графиком образовательного процесса, информацией о преподавателях и другими сведениями.

Рекомендации по подготовке к аудиторным занятиям

Лекционные занятия

Ценность лекции заключается в ее уникальности и неповторимости, потому что преподаватель интерпретирует учебный материал, а не пересказывает учебник. То есть лектор выражает свое собственное мнение, объясняет смысл и значение научных фактов, ориентируясь на степень восприятия материала аудиторией. Таким образом, истинное содержание лекции заключено в отношении преподавателя к предмету, в акцентах, которые он расставил, в эмоциях, которые ему удалось передать, в нюансах. Лектор предоставляет студентам не сумму знаний, а систему ориентиров для поиска, систематизации и практического применения этих знаний. Кроме того, многие лекционные материалы, фактическая информация и актуальные примеры еще не успели попасть в учебные пособия и учебники, являются инновационными, но, в то же время, им можно доверять, так как они проверены преподавателем, которые собирают материал для лекций в процессе научной работы, в рамках взаимодействия с коллегами и профессионалами-практиками.

Лекция обычно сопровождается мультимедийной презентацией, в которой содержатся основные теоретические положения, определения, ссылки на литературу. Краткие записи лекций помогают задействовать моторную память, поэтому рекомендуется вести именно рукописные конспекты, хотя допустимо исполнять конспект в ноутбуке, в планшете или в смартфоне. В ходе конспектирования студенты обычно записывают мысль лектора в сокращенном перефразированном варианте, в процессе чего усваивают материал. Целесообразно разработать собственную «маркографию» – значки, символы, рисунки, сокращения, форматирование, что позволяет структурировать записи и сэкономить время.

Лекция-дискуссия

В программе дисциплины предусмотрены интерактивные формы организации учебного процесса – лекции-дискуссии, в ходе которых преподаватель осуществляет диалог со студентами, задает проблемные вопросы, предлагает высказать свое мнение. Нужно активно участвовать в дискуссии, так как это оценивается в текущей аттестации. В конце лекции нужно быть готовым ответить на контрольные вопросы, чтобы подытожить материал лекции.

Практические занятия

В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо прочитать конспект, изучить указанные фрагменты основной литературы, запомнить основные понятия и определения, ознакомиться с дополнительными источниками, актуальными публикациями в периодических изданиях по теме занятия. При этом важно учитывать рекомендации преподавателя и его логику изложения материала, иначе можно запутаться во множестве альтернативных точек зрения, неактуальной и устаревшей информации.

Перед началом каждого практического занятия необходимо уточнить у преподавателя условия выполнения заданий и критерии их оценивания в рамках текущей аттестации.

В процессе выполнения заданий или решения предложенных задач студенты должны систематизировать усвоенные теоретические сведения по дисциплине, развить умение применять их на практике, овладеть практическими приемами, проявить элементы творчества, организаторские и лидерские качества.

В ходе занятия важно активно участвовать в обсуждениях и в разработке решений, стремиться чаще высказывать свою точку зрения, задавать уточняющие вопросы.

Групповая работа - работа в малых группах

Интерактивное практическое занятие в малых группах по 3-6 чел. организуется путем коллегиального решения задач по анализу ситуативных проблем, по отработке применения управленческих инструментов, по разработке элементов системы управления и соответствующих документов.

Формат занятия предполагает следующие этапы:

деление учебной группы на малые группы по 3-6 чел.;

ознакомление с заданием;

обсуждение задания в группах 30-60 мин.;

презентация управленческого решения каждой группой, обсуждение и ответы на вопросы коллег;

комментарии преподавателя;

подведение итогов занятия.

В процессе занятия студенты должны проявлять максимум самостоятельности и уважать мнение коллег.

Организация внеаудиторной деятельности обучающихся

Внеаудиторная деятельность обучающегося по данной дисциплине предполагает самостоятельный поиск информации, необходимой, во-первых, для выполнения заданий самостоятельной работы (инвариантной и вариативной частей) и, во-вторых, подготовку к текущей и промежуточной аттестации. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у обучающегося умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий.

Глоссарий

Глоссарий – это список специальных терминов, сокращений, понятий, не всегда имеющих достаточную для отдельной статьи энциклопедическую значимость, но важных для истолкования и уточнения смыслов в рамках предметной области изучаемой дисциплины.

В процессе составления глоссария на самостоятельной работе требуется подобрать не менее 10 профессиональных терминов, дать корректные ссылки на источники, проверить надежность и достоверность информации. В процессе освоения учебного материала глоссарий дополняется студентом по мере необходимости.

Письменное задание: аналитический обзор (аннотированный список публикаций)

Основной задачей аналитического обзора является закрепление и дальнейшее углубление теоретических знаний, развитие аналитических умений, приобретение опыта подбора и критической оценки материалов, сравнения позиций разных авторов и проверка надежности различных источников информации.

Обзор представляет собой логичное изложение материала по некоторой проблеме из области изучаемой дисциплины, в котором приводятся точки зрения различных авторов. В основной части производится анализ точек зрения, их сравнение и аргументация результирующего мнения. Ссылки на источники обязательны.  

Объем обзора устанавливает преподаватель, однако в большинстве случаев текст не должен превышать несколько страниц.

Дополнительно к основному тексту можно включить приложения, содержащие фрагменты первичных документов.

Доклад

Подготовка доклада (сообщения) как вид самостоятельной работы представляет собой подбор материала, составление плана и тезисов для публичного, развёрнутого, официального монологического сообщения по определённому вопросу (проблеме), основанного на привлечении документальных и фактических данных. При подготовке доклада обучающийся систематизирует подобранные из достоверных источников сведения, делает обобщения и выводы.

Тема доклада обычно предлагается преподавателем, актуализируется и конкретизируется обучающимся в соответствии со своими познавательными интересами.

Доклад состоит из введения, основной части и заключения (выводов).

Длительность доклада устанавливает преподаватель (15-20 мин., если не указано иное).

Доклад может сопровождаться мультимедийной презентацией.

Разработка библиографического списка

Библиографические списки - библиографические записи источников по тематике учебной дисциплины. Источники располагаются в алфавитном порядке по категориям:

законы, постановления правительства,

нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники,

монографии, пособия, специальная литература,

периодические издания – научные статьи или статьи в профессиональных изданиях.

Компендиум

Компендиум по дисциплине (модулю) представляет собой самостоятельно подобранный студентом из периодической литературы, интернет-ресурсов и других источников слабо структурированный материал, иллюстрирующий изучаемые учебные темы.

Письменное задание: мини-проект

Мини-проект представляет собой технологию комплексного решения проблемы / задачи с использованием рекомендаций стандарта PMBoK или ИСО 21500, исходя из представления, что проект- это «ограниченная во времени деятельность, предназначенная для создания уникальных продуктов, услуг или результатов». Проектная технология включает разработку управления следующими предметными областями проекта: интеграция, заинтересованные стороны, содержание, ресурсы, сроки, стоимость, риски, качество, поставки, коммуникации, - в рамках последовательного выполнения этапов проекта: инициирования, планирования, реализации, контроля и завершения.

Результат проекта всегда конкретный, достижимый, измеримый, ограничен сроками проекта.

Объем мини-проекта задает преподаватель.

Подготовка к экзамену

Лучшая подготовка к экзамену – это регулярные занятия предметом в течение семестра, выполнение заданий на самостоятельную работу. Однако повторение материала перед экзаменом призвано обобщить и систематизировать знания, восполнить пробелы, сопоставить материал с другими учебными курсами и модулями.

Начиная подготовку к экзамену, нужно определить доступность необходимых источников информации (конспекты лекций, учебники, материалы практических занятий и домашних заданий), по каким вопросам нужно посоветоваться с товарищами или проконсультироваться с преподавателем, какие материалы потребуют многократного повторения и запоминания.

Полезно по памяти писать тезисы изученного вопроса в черновик, проверяя потом себя по конспекту и учебнику для задействования разных каналов запоминания – зрительного, вербального и моторного. Желательно эмоционально украсить изучаемый материал, найти что-нибудь удивительное, особенное, красочное.

Проверка на заимствование

При выполнении письменных заданий ссылки на авторов используемых материалов обязательны, в том числе при использовании заимствованных рисунков, схем, таблиц и цитируемых текстов. Приводится не только фамилия автора, но также источник, в котором заимствованный материал опубликован.

Оригинальный текст, подготовленный лично студентом, должен составлять не менее половины объема задания.

 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

Лицензионное программное обеспечение и информационные справочные системы

Таблица 15

Программное обеспечение

Аналог

ОС Windows 7/10 EDU

ОС Linux (Ubuntu, Астра-Линукс)

Microsoft Office 2010/2013/2016

OpenOffice, LibreOffice

Антивирус Касперского

Endpoint Security 10 ClamAV, rkhunter

 

Электронное обучение по дисциплине применяется при организации самостоятельной работы обучающихся на СДО Moodlе и не требует замены специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения, предусмотренные профессиональной деятельностью.

Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы используются учебные аудитории, отвечающие противопожарным правилам и нормам, обеспечивающих проведение всех видов деятельности обучающихся при освоении дисциплины, а также помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Учебные аудитории укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения (мультимедийными комплексами), служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа имеются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие темам программы дисциплины.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с подключением к сети "Интернет" и обеспечены доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза.

 

 

ОСНОВНАЯ профессиональная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению

44.04.01 Педагогическое образование

профиль: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

 

Модуль " Образовательное проектирование в области финансовой грамотности "

 

Образовательное проектирование и управление проектами

 

Приложение 1

Типовые задания для проведения процедур текущей аттестации по дисциплине

 

1. Вопросы для обсуждения на лекции-дискуссии:

 

a.      Какие актуальные образовательные проекты могут быть востребованы в эпоху четвертой промышленной революции, в эру глобализации, в обществе знаний и цифровой экономики?

b.      Стратегическое управление и проектный менеджмент – соотношение понятий, подходов и инструментов?

c.      Как используются технологии проектного менеджмента в программах и проектах развития образования?

d.      Как используются технологии проектного менеджмента в программах развития образовательной организации?

e.      Какие ориентиры для развития образовательных проектов дают приоритетные национальные проекты?

f.       Что такое проектная гибкость и как она обеспечивается?

g.      Какие условия в стратегическом анализе развития образовательной организации нужно учесть на горизонте 10 лет? 100 лет? 1000 лет?

h.      Какова вероятность того, что половина студентов вузов в 2030 году будут учиться исключительно онлайн?

i.       Инновационные образовательные экосистемы: катализация, культивирование, выращивание vs создания, администрирования, развития? 

j.       Стратегические цели образовательной организации: когда уместно использовать технологию проектного менеджмента?

k.      Проектирование и разработка образовательных программ по технологии проектного менеджмента: быть или не быть образовательной программе качественной?

l.       Проектный менеджмент в научной и инновационной деятельности – классика жанра и есть ли этому подтверждения?

m.     Технологии проектного менеджмента в развитии социальной активности обучающихся, в воспитательной деятельности, в реализации молодежной политики, в студенческой инновационной и предпринимательской деятельности – какие альтернативы?

n.      Проектный менеджмент как форма учебной активности: в чем заключается дидактическая характеристика учебного проекта?

o.      Кто является заинтересованными сторонами в образовательных проектах?

p.      Подумайте, что может сделать креативная группа (thinking tank) для развития образовательного проекта?

q.      «Управление программой проектов» vs «управление проектным портфелем» - что говорят стандарты?

r.       Почему в аббревиатуре PMBoK одна буква маленькая?

s.       Дружба PMI и Agile – случайная связь, маркетинговый ход или реальная перспектива?

 

 

2. Задания на практические занятия:

a.      Групповая работа: составление ментальной карты «Типология образовательных проектов».

b.      Групповая работа: составление ментальной карты «Дидактические возможности учебных проектов».

c.      Индивидуальное задание: Зарегистрироваться в приложении mentimeter.com и создать свой интерактивный опрос на тему: «’Непреодолимые’ препятствия в образовательных проектах».

d.      Групповая работа «Идеи для стратегических проектов образовательной организации»

e.      Групповая работа «Анализ стейкхолдеров (заинтересованных сторон) образовательного проекта»

f.       Групповая работа «Планирование проектного портфеля образовательной организации»

g.      Групповая работа «Разработка индикаторов результативности программы проектного развития»

h.      Питч-сессия «Презентация программ проектного развития»

i.       Групповая работа: составление ментальной карты «Измеримые характеристики результата (продукта) образовательного проекта»

j.       Групповая работа: составление ментальной карты «Управление рисками образовательного проекта».

k.      Групповая работа: разработать аннотацию проекта по достижению одной из стратегических целей развития образовательной организации (составить для программы развития РГПУ им. А.И. Герцена, если не указано другое).

l.       Групповая работа: «Разработка алгоритма планирования и выполнения образовательного проекта»

m.     Групповая работа: составление ментальной карты «Анализ требований в проекте разработки образовательной программы»

n.      Групповая работа: составление иерархической структуры работ и визуализация методом диаграммы Ганта «Проектирование и разработка образовательной программы».

o.      Групповая работа: разработать аннотацию проекта по проектированию и разработке образовательной программы (составить для данной магистерской образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена, если не указано другое).

p.      Групповая работа: разработать измеримые параметры проекта по проектированию и разработке образовательной программы (составить для данной магистерской образовательной программы РГПУ им. А.И. Герцена, если не указано другое).

 

3. Задания на самостоятельную работу

a.      Письменное задание: подготовить глоссарий по тематике управления образовательными проектами, программами и портфелями

критерии оценивания:

- в глоссарий внесено не менее 10 профессиональных терминов,

- даны корректные ссылки на источники,

- надежность и достоверность источников аргументирована

b.      Письменное задание: составить аннотированный список публикаций по управления образовательными проектами, программами и портфелями (8-10 источников, не менее 5 из них научные статьи).

критерии оценивания:

- в список внесено 15-20 источников по теме

- даны корректные ссылки на источники,

- источники актуальны,

- надежность и достоверность источников аргументирована

c.      Письменное задание 4: зарегистрироваться на платформе leader-id.ru или tboil.spb.ru, заполнить личный профиль, записаться на 2-3 мероприятия по проектному менеджменту в образовании, которые добавить в календарь и скриншот в портфолио.

критерии оценивания:

- скриншот регистрации на мероприятия добавлен в портфолио,

d.      Дискуссионный вопрос: организовать на платформе moodle.herzen.spb.ru обсуждение на тему: «Какие возможности предоставляют национальные проекты и инициативы РФ в области образования для образовательных проектов? Какие существуют риски и препятствия в их реализации?».

критерии оценивания:

- названы 3-4 возможности

- даны корректные ссылки на проекты и инициативы,

- названы 2-3 риска

- предложены меры обработки рисков

e.      дать сравнительную характеристику проектов в образовательной организации

критерии оценивания:

- даны корректные ссылки на источники,

- надежность и достоверность источников аргументирована

f.       мини-проект: для реальной или вымышленной образовательной организации разработать проект внедрения новшества

критерии оценивания:

- проект адекватно отражает контекст образовательной организации

- проект выполнен по технологии проектного менеджмента

- проект соответствует целям и задачам образовательной организации.

g.      подготовка аналитического обзора применения проектного менеджмента в образовании

критерии оценивания:

- выполненное задание системно раскрывает обозначенную проблему,

- соответствует методическим указаниям, приведенным в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины,

- даны корректные ссылки на источники,

- надежность и достоверность источников аргументирована

h.      разработка компендиума по теме управления проектами в образовании

критерии оценивания:

- выполненное задание соответствует методическим указаниям, приведенным в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины,

- собранные материалы соответствуют теме,

- собранные материалы актуальны,

- даны корректные ссылки на источники,

- степень надежности и достоверности источников проанализирована.

i.       Письменное задание: провести качественный и количественный SWOT-анализ для реального или вымышленного образовательного проекта.

критерии оценивания:

- в анализ включены все группы факторов,

- проведен качественный анализ,

- проведен количественный анализ,

- результаты проверены на реальность,

- определены реальные и достижимые приоритеты.

j.       Письменное задание: разработать алгоритм проведения исследования рынка цифровых образовательных технологий с целью планирования образовательного проекта и выполнить по нему анализ, ссылаясь на доступные данные и открытые источники, где это возможно, и имитируя (в учебных целях) недоступные данные.

критерии оценивания:

- алгоритм позволяет исследовать всю типологию цифровых образовательных технологий,

- применена технология проектного менеджмента,

- проведен качественный анализ,

- проведен количественный анализ,

- результаты проверены на реальность,

- даны корректные ссылки на источники,

- степень надежности и достоверности источников проанализирована.

k.      Дискуссионный вопрос: организовать на платформе moodle.herzen.spb.ru обсуждение на тему: «Какое понятие является более общим – «проект» или «стратегия»?».

критерии оценивания:

- приведены пространные корректные суждения

- высказанные точки зрения подтверждены аргументами и примерами.

l.       Письменное задание: проанализировать источники и модели финансирования образовательных проектов (аналитический отчет на 2-3 стр.).

критерии оценивания:

- алгоритм позволяет исследовать всю типологию цифровых образовательных технологий,

- проведен качественный анализ,

- проведен количественный анализ,

- результаты проверены на реальность,

- даны корректные ссылки на источники,

- степень надежности и достоверности источников проанализирована.

 

 

Приложение 3

Фонды оценочных средств

Типовые задания для проведения процедур оценивания результатов освоения модуля 1.3. «Стратегическое управление образовательными проектами»

 

1. Компетенции, достигаемые по результатам освоения модуля

УК-2

Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ИУК 2.1 Выстраивает этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определяет этапы жизненного цикла проекта

ИУК 2.2 Определяет проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулирует цель проекта. Определяет исполнителей проекта

ИУК 2.3 Проектирует решение конкретных задач проекта, выбирая оптимальный способ их решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений

ИУК 2.4 Качественно решает конкретные задачи (исследования, проекта, деятельности) за установленное время. Оценивает риски и результаты проекта

ИУК 2.5 Публично представляет результаты проекта, вступает в обсуждение хода и результатов проекта

ОПК-2

Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации

ИОПК 2.1 Знает: содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования ОП; сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся; сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции научно-методического обеспечения современного образовательного процесса

ИОПК 2.2 Умеет: учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации при проектировании ООП; использовать методы педагогической диагностики; осуществлять проектную деятельность по разработке ОП; проектировать отдельные структурные компоненты ООП

ИОПК 2.3 Владеет: опытом выявления различных контекстов, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; опытом использования методов диагностики особенностей учащихся в практике; способами проектной деятельности в образовании; опытом участия в проектировании ООП.

ПК-3

Способен проектировать образовательные программы в области финансовой грамотности, обоснованно использовать методологию и методы педагогического исследования

ИПК 3.1 Знает: нормативно-правовые акты осуществления проектирования образовательных программ в области финансовой грамотности, методологию образовательного проектирования, методы педагогического исследования, нормы профессиональной этики педагога

ИПК 3.2 Умеет: отбирать соответствующие виды, методы и приемы проектирования основных и дополнительных образовательных программ образовательных программ в области финансовой грамотности 

ИПК 3.3 Владеет: адекватными уровню образования действиями при проектирования образовательных программ в области финансовой грамотности 

 

 

2. Теоретические вопросы к экзамену:

 

1.      Сущность и содержание проектного менеджмента.

2.      Вклад проектного управления в успех образовательных организаций и образовательных проектов. Методы анализа и оценки.

3.      Стратегическое управление и проектный менеджмент – соотношение понятий, подходов и инструментов. Стратегии и проекты в различных системах менеджмента.

4.      Приоритетные национальные проекты как стратегические ориентиры развития образования.

5.      Конкуренция на рынке образования. Анализ конкурентоспособности образовательных организаций и регионов. Проекты повышения конкурентоспособности.

6.      Лучшие практики проектного управления в образовании в России и за рубежом.

7.      Особенности проектного управления в образовательных организациях и образовательных проектах различных уровней, форм собственности и размера.

8.      Проекты развития инновационных образовательных экосистем. Участие в региональных экосистемных проектах, связи с общественностью и сетевые образовательные проекты.

9.      Проект как технология достижения стратегической цели.

10.   Программа проектного развития образовательной организации. Формирование проектного портфеля в соответствии со стратегией и целями. Сбалансированность проектного портфеля.

11.   Организационное проектирование в образовательной организации и в программе проектного развития. Проекты научной организации труда, управления эффективностью и производительностью. Проекты обеспечения безопасности труда и охраны здоровья обучающихся и персонала.

12.   Проекты развития инфраструктуры и цифровой образовательной среды и обеспечения информационной безопасности.

13.   Учебные, научные, воспитательные, социальные, спортивные и молодежные проекты в стратегии образовательной организации или проекта.

14.   Планирование управления рисками, разработка предупреждающих действий и стратегических альтернатив.

15.   Планирование индикаторов результативности программы проектного развития и методов их оценивания.

16.   Платформы и приложения для поддержки программы проектного развития.

17.   Базовые концепции управления проектами. Основные понятия и определения. Методология управления проектами в стандарте "Свод знаний по управлению проектами PMBoK" и в международном стандарте ИСО 21500. Принципы и рекомендации Agile. Российские стандарты по управлению проектами.

18.   Области знаний в проектном менеджменте и особенности их реализации в образовательных проектах.  

19.   Процессы в проектном менеджменте и особенности их реализации в образовательных проектах.

20.   Проектный менеджмент и инновации в образовании: создание новых моделей образовательной деятельности. Бизнес-инкубаторы, технопарки, акселераторы. Стартап как ВКР. Перспективы рынка EduNet Национальной технологической инициативы.

21.   Проектный менеджмент и инновации в образовании: создание новых образовательных программ и образовательных услуг.

22.   Проектный менеджмент и инновации в образовании: внедрение новых образовательных технологий. Перспективы рынка образовательных технологий EdTech.

23.   Учебный проект как интерактивная форма организации образовательного процесса. Сетевые образовательные программы и проекты.

24.   Проектная технология во внеучебной работе, в воспитательной деятельности и в реализации молодежной политики.

25.   Проектный менеджмент и инновации в образовании: проекты реорганизации процессов управления. Управление изменениями. Развитие и обучение персонала. Управление документированной информацией программы проектного развития.

26.   Проекты подготовки и проведения государственной / профессионально общественной аккредитации образовательных программ и/или общественной аккредитации образовательной организации. Проекты самооценки, независимой экспертизы и рейтингов. Порядок планирования и реализации.

27.   Образовательные проекты: основные понятия и определения. Типология образовательных проектов.

28.   Проектный офис в образовательной организации: цели, задачи и функционал.

29.   Учебные проекты по формированию компетенций. Типология учебных проектов и их дидактические возможности.

30.   Предпринимательские образовательные проекты. Концепция «Стартап как ВКР» и пути ее реализации в вузе. Технологические образовательные проекты, продукты и сервисы.

31.   Инновационно-образовательная экосистема технического творчества детей и молодежи и технологического предпринимательства. Перспективные профессии и рынок сервисов по развитию компетенций будущего. Институты развития технологического предпринимательства в образовании.

32.   Концепция и технологии проектного менеджмента. Стандарты, руководства и лучшие практики по управлению проектами: PMBoK, ISO 21500, Agile. Определение проекта. Свойства проектов. Условия авторизации проекта. Управление проектами, портфелями и программами проектов. Этапы проекта.

33.   Области знаний и процессы проектного менеджмента: управление интеграцией проекта, управление содержанием, управление сроками, управление стоимостью, управление качеством, управление человеческими ресурсами, управление коммуникациями, управление рисками, управление поставками.

34.   Разработка и планирование образовательных проектов. Анализ рынка. Анализ заинтересованных сторон. Управление рисками и возможностями.

35.   Иерархическая структура работ в проекте. Анализ критического пути проекта.

36.   Ответственность, полномочия, роли и команды проекта. Креативные группы (thinking tanks) и коммуникативные площадки для разработки идей проектного управления. Формирование и развитие команды образовательных проектов. Управление изменениями.

37.   Планирование индикаторов результативности и эффективности образовательных проектов и методов их оценивания.

38.   Платформы и приложения для поддержки образовательных проектов.

39.   Анализ результативности и эффективности образовательных проектов.

40.   Проектная гибкость: управление рисками, стратегические альтернативы, предупреждающие действия и корректировка плана проекта.

41.   Финансирование образовательных проектов: бюджетные и внебюджетные источники. Модели финансирования. Бизнес-план образовательного проекта. Анализ чувствительности проектов.

42.   Инвесторы образовательных проектов. Финансирование научных проектов. Самофинансирование. Венчурные фонды. Бизнес-ангелы. Целевое финансирование образовательных бизнес-проектов.

43.   Акселераторы образовательных проектов. Бизнес-инкубаторы и технопарки как ресурсы образовательных проектов.

44.   Анализ необходимости и возможности открытия новой образовательной программы (ОП). Анализ рынка образовательных программ. Анализ заинтересованных сторон. Анализ потенциальных заказчиков и потенциальных обучающихся.

45.   Анализ соответствия новой образовательной программы стратегии образовательной организации. Измеримый результат: принятие решения о разработке новой ОП, создание проектной команды, назначение менеджера проекта.

46.   Планирование проекта: иерархическая структура работ (ИСР), анализ рисков и возможностей, обработка рисков – установление альтернатив и предупреждающих действий. Распределение ролей в команде. Измеримый результат: ИСР, матрица ответственности, реестр рисков. Бюджет проекта.

47.   Анализ требований: законодательных и нормативных требований применительно к данной ОП, требований заказчика, требований ФГОС, положений профессиональных стандартов, квалификационных требований. Измеримый результат: техническое задание на разработку ОП.

48.   Проектирование элементов образовательной программы: учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин, программ практик, программ итоговой аттестации, фондов оценочных средств, образовательных технологий. Измеримый результат: соответствие разработанных элементов образовательной программы техническому заданию.

49.   Верификация и валидация проекта образовательной программы: сравнительный анализ с существующими программами, программами конкурентов, экспертиза, педагогический эксперимент, лицензирование, профессионально-общественная аккредитация, сертификация элементов ОП. Измеримый результат: объективные свидетельства соответствия разработанных элементов образовательной программы техническому заданию, утверждение ОП учредителем и заказчиком, включение в план приема / набора.

50.   Подготовка ресурсного обеспечения ОП: разработка учебно-методического обеспечения ОП, подготовка материальных ресурсов, человеческих ресурсов, информационно-библиотечных ресурсов образовательной программы. Финансирование и организация закупки ресурсов. Обучение и развитие команды исполнителей образовательной программы – преподавателей, менеджеров, методистов, тьюторов, наставников, менторов, модераторов, продюсеров и операторов электронных учебных курсов и др. Измеримый результат: соответствие подготовленных ресурсов техническому заданию.

51.   Прием / набор, зачисление обучающихся. Измеримый результат: сформированные учебные группы обучающихся, документально оформленные.

52.   Планирование образовательного процесса: составление расписания занятий, планирование нагрузки преподавателей, планирование аудиторного фонда, планирование технических средств обучения, расходных материалов. Измеримый результат: соответствие требованиям утвержденной ОП.

53.   Планирование итоговой аттестации: фонды оценочных средств, состав комиссий, расписание аттестации.

54.   Реализация образовательной программы: регулярный анализ рисков, уточнение планов проекта, регулярное обновление ресурсов, в том числе информационно-библиотечных и человеческих, координация работ в образовательном процессе, организация мониторинга и контроля качества, обратная связь, анализ и устранение ошибок, анализ образовательных результатов, анализ удовлетворенности заинтересованных сторон, анализ трудоустройства, защита интеллектуальной собственности.

55.   Планирование завершения проекта: прекращение реализации ОП, архивация документированной информации, высвобождение персонала, передача и/или утилизация материальных ресурсов.

56.   Анализ результативности и эффективности проекта проектирования и разработки образовательной программы.

57.   Особенности проектирования и разработки образовательных программ по тематике финансовой грамотности.

58.   Особенности проектирования и разработки образовательных программ для различных уровней, форм и форматов образования, категорий обучающихся и применяемых образовательных технологий.

 

3. Практические вопросы к экзамену

1.  Мини-проект: для реальной или вымышленной образовательной организации разработать аннотацию проекта проектирования и разработки новой образовательной программы

критерии оценивания:

- проект адекватно отражает контекст образовательной организации

- проект выполнен по технологии проектного менеджмента

- проект соответствует целям и задачам образовательной организации.

2.  Мини-проект: для реальной или вымышленной образовательной организации разработать аннотацию проекта организации волонтерского движения

критерии оценивания:

- проект адекватно отражает контекст образовательной организации

- проект выполнен по технологии проектного менеджмента

- проект соответствует целям и задачам образовательной организации.

3.  Мини-проект: для реальной или вымышленной образовательной организации разработать аннотацию проекта проведения ежегодной международной конференции

критерии оценивания:

- проект адекватно отражает контекст образовательной организации

- проект выполнен по технологии проектного менеджмента

- проект соответствует целям и задачам образовательной организации.

4. Сформулировать идею образовательного проекта. Пояснить источники и методы генерации проектных идей.

критерии оценивания:

- проект адекватно отражает контекст образовательной организации

- проект выполнен по технологии проектного менеджмента

- проект соответствует целям и задачам образовательной организации.

5. Для выбранного реального или вымышленного образовательного проекта назвать заинтересованные стороны проекта и проанализировать степень заинтересованности и степень влияния на результаты проекта.

критерии оценивания:

- задание адекватно отражает контекст образовательной организации

- задание выполнено по технологии проектного менеджмента

- результат соответствует целям и задачам образовательной организации.

 

6. Для выбранного реального или вымышленного образовательного проекта определить продукт и субпродукты проекта и дать их характеристику и измеримые параметры оценки.

критерии оценивания:

- задание адекватно отражает контекст образовательной организации

- задание выполнено по технологии проектного менеджмента

- результат соответствует целям и задачам образовательной организации.

7. Для выбранного реального или вымышленного образовательного проекта проанализировать внешние и внутренние условия его реализации методом SWOT-анализа.

критерии оценивания:

- задание адекватно отражает контекст образовательной организации / проекта

- проведен качественный и количественный анализ

- результат соответствует целям и задачам образовательной организации.

8. Для выбранного реального или вымышленного образовательного проекта представить иерархическую структуру работ, применив диаграмму Ганта для визуализации.

критерии оценивания:

- задание адекватно отражает контекст образовательной организации / проекта

- проведен качественный и количественный анализ

- результат соответствует целям и задачам образовательной организации.

9. Для выбранного реального или вымышленного образовательного проекта представить бюджет проекта и дать краткое обоснование статей расходов.

критерии оценивания:

- задание адекватно отражает контекст образовательной организации / проекта

- проведен качественный и количественный анализ

- результат соответствует целям и задачам образовательной организации.

10. Для выбранного реального или вымышленного образовательного проекта представить

последовательность выполнения работ в проекте в виде сетевого графика.

критерии оценивания:

- задание адекватно отражает контекст образовательной организации / проекта

- проведен качественный и количественный анализ

- результат соответствует целям и задачам образовательной организации.

11. Для выбранного реального или вымышленного образовательного проекта представить риски, оценить их качественно и количественно и указать порядок их обработки (в форме предупреждающих действий).

критерии оценивания:

- задание адекватно отражает контекст образовательной организации / проекта

- проведен качественный и количественный анализ

- результат соответствует целям и задачам образовательной организации.

 

 

4. Критерии оценки результатов освоения дисциплины и шкала оценивания

Шкала

Критерии

экзамен

отлично

обучающийся продемонстрировал глубокое и прочное усвоение изучаемого материала, уверенно владеет понятийным аппаратом дисциплины; последовательно, грамотно и логично излагает теоретический материал; продемонстрировал умение самостоятельного поиска и анализа источников в предметной области изучаемой дисциплины; выполнил все задания на практических занятиях и все задания для инвариантной и вариативной самостоятельной работы без ошибок

хорошо

обучающийся продемонстрировал достаточно глубокое и прочное усвоение изучаемого материала, достаточно уверенно владеет понятийным аппаратом дисциплины; последовательно, грамотно и логично излагает теоретический материал; продемонстрировал умение самостоятельного поиска и анализа источников в предметной области изучаемой дисциплины; выполнил все задания на практических занятиях и все задания для инвариантной и вариативной самостоятельной работы без существенных ошибок

удовлетворительно

обучающийся в основном продемонстрировал усвоение изучаемого материала, частично владеет понятийным аппаратом дисциплины; изложил теоретический материал при помощи наводящих вопросов преподавателя; продемонстрировал умение поиска и анализа источников в предметной области изучаемой дисциплины только в ресурсах, указанных преподавателем; выполнил все задания на практических занятиях и все задания для инвариантной и вариативной самостоятельной работы, но допустил при этом большое количество ошибок

неудовлетворительно

обучающийся не продемонстрировал знание изучаемого теоретического материала по крайней мере на базовом уровне; не владеет понятийным аппаратом дисциплины; допускает грубые ошибки при изложении теоретического материала; выполнил не все задания на практических занятиях и не все задания для инвариантной и вариативной самостоятельной работы и/или допустил при этом грубые ошибки

 

 

Разработчик:

доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента,
кандидат педагогических наук, доцент                                                                   В.В. Тимченко

Разработчик:

 РГПУ им. А.И. Герцена, каф. управления образованием и кадрового менеджмента

 

доцент,  канд. пед. н.

 

 

 

В.В. Тимченко 

 


Преподаватель курса: Тимченко Виктор Владимирович