Герменевтика от Ф. Шлейермахера до Х.-Г. Гадамера
Курс «Герменевтика от Ф. Шлейермахера до Х.-Г. Гадамера» подготовлен Артеменко Натальей Андреевной (n.a.artemenko@gmail.com), к. филос. н., профессором кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» для магистров 1 курса.
Аннотация курса. Цели курса.
Курс «Герменевтика от Ф. Шлейермахера до Х.-Г. Гадамера» посвящен истории и основным проблемам герменевтической философии.
За последние двести лет герменевтика неоднократно попадала в поле зрения дискуссий о природе философского знания и проблеме понимания.
Унаследованная философскими науками от античной гуманистической традиции, преображенная в христианской экзегетике, герменевтика окончательно определила свой статус на рубеже XVIII и XIX столетия. При этом она сохранила в своем составе многие аксиомы, на которых базировалась как христианская дисциплина, так и как античная ученость, что вступило в конфликт с новым ее наполнением в рамках светской науки. Попытки преодолеть это противоречие породили последовательный ряд «герменевтических проектов» (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер, Гадамер), каждый из которых предлагал свое решение проблемы. В настоящее время проблема статуса герменевтики по-прежнему далека от окончательной определенности, хотя этот термин широко используется как в философской литературе, так и в науках культурологического цикла.
Герменевтика при ее рождении в недрах школьной философии и в атмосфере критики этой последней И.Кантом и в послекантовском идеализме – философская герменевтика так сказать «первого поколения» позиционировала себя как рефлексия над методологическими проблемами гуманитарного знания – в кантовском смысле практического учения о человеке, прагматической антропологии, и наследовала кантовский пафос «коперниканского переворота» в философии, революции в мировоззрении. Но вхождение герменевтики в циклы академического преподавания – в филологические и переводческие учебные программы, в контекст социологического и психологического образования – сильно снизило ее полемический потенциал. Идея предлагаемого курса – вернуть изложению истории герменевтики эту креативную составляющую. Эта задача может быть выполнена только из горизонта философской рефлексии над основаниями понимания, которые должны быть соединены с обращением к исторически значимым предыдущим попыткам такого рода. Поэтому общий замысел курса состоит в том, чтобы соединить историческое с теоретическим в изложении и показать продуктивность герменевтики в горизонте современных междисциплинарных дебатов.
Задачи освоения дисциплины:
· Рассмотреть четыре естественных блока герменевтической тематики не только в хронологической последовательности, но и в тематическом контексте, делая акцент, прежде всего, на полемическом потенциале герменевтики;
· Сформировать навыки работы с источниками по герменевтической философии;
· Побочной задачей является формирование навыков работы с текстами по герменевтики на иностранных языках.
Ранняя феноменология после Э. Гуссерля
Курс “Ранняя феноменология после Э. Гуссерля ” подготовлен Артеменко Натальей Андреевной (n.a.artemenko@gmail.com) , к. филос. н., профессором кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» для магистров 1 курса.
Аннотация курса. Цели курса.
Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с общей историей феноменологического движения после Гуссерля, воззрениями наиболее выдающихся его представителей, возможностями аппликации феноменологического в специальных философских и позитивно-научных исследованиях, а также овладение основным понятиями феноменологической философии, оперативными для современной западной гуманитарной мысли, исходя из их генезиса.
Задачи:
1. Показать закономерность формирования феноменологического движения в контексте сложившейся философской ситуации;
2. Дать представление об общих принципах феноменологической установки и обязанностях ее осуществления у разных феноменологов и в разных национальных феноменологических традициях;
3. Ознакомить с конкретными примерами использования феноменологического метода как в общефилософских, так и в специальных научных дисциплинах;
4. Формирование навыков работы с источниками по феноменологической философии;
5. Побочной задачей является формирование навыков работы с текстами по феноменологии на немецком (английском, французском) языке.
Курс в основном излагается в исторической последовательности, в некоторых случаях делаются акценты на проблемные и систематические моменты феноменологической философии. Одним из основных предполагаемых результатов курса является выработка понимания истории западной философии как критики традиции, а критики традиции - как одного из основных способов методической самокритики современной мысли и способа бытия современного человека вообще. Методика проведение курса в целом ориентирована на достижение этого результата.
Задания для инвариантной самостоятельной работы и вариативной самостоятельной работы по темам
Реферирование фрагментов первоисточников предполагает индивидуальную работу с рекомендованными текстами. Название работы должно быть проблематизировано. Необходимо помнить, что реферирование первоисточника является научно-исследовательской работой, предполагающей внимательное прочтение текста, проведение его анализа, корректное изложение авторской философской позиции с необходимыми комментариями и выводами обучающегося. Потребность реферирования первоисточников связана с необходимостью систематической проработки исторического материала (первоисточников) для формирования научного мировоззрения и одновременно усвоения специфики социогуманитарного познания и исследования.
К числу рекомендуемых для реферирования текстов следует отнести:
1) Райнах А. О феноменологии (доклад в Марбурге, январь 1914 года).
2) Ингарден Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля. (фрагменты).
3) Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано. //«Логос» №32. М., 2002.
4) Шелер М. Положение человека в Космосе.
При оценивании работы следует обратить внимание на следующие критерии:
- проблематизацию названия, его привязку к определенным философским текстам, исторической эпохе;
- отражает ли название содержание работы;
- сформулированы ли цель и задачи исследования;
- сформулирована ли актуальность работы;
- адекватно ли название глав отражает общую структуру и логику изложения материала;
- корректность промежуточных и итоговых выводов;
- правильность оформления сносок.
Составление итоговой таблицы «Этапы рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля» направлено на формирование понимания специфики исторических периодов с точки зрения представленности в них философских проблем и характеристики особенностей стиля мышления, свойственного данному историческому периоду, а также схем взаимовлияния основных авторов, изучение которых входит в программу курса.
Ход выполнения задания:
1. Взять двойной тетрадный лист в клетку, расчертить его вертикальными линиями на 4 колонки. Озаглавить последовательно каждую колонку следующим образом: «основные понятия и темы философии Э. Гуссерля», «Основные понятия и темы философии А. Пфендера», «Основные понятия и темы философии А. Райнаха», «Основные понятия и темы философии Р. Ингардена».
2. Далее, оставив 2/3 сверху, каждую колонку разделить горизонтальной чертой на две части. Вверху каждой колонки под именами написать: «основные понятия», под горизонтальной чертой написать «Особенности стиля (способа) мышления». Каждый из представителей ранней феноменологии формирует свою собственную проблематику и свой собственный стиль мышления. Для составления общей картины развития феноменологической философии необходимо последовательно выписать философские проблемы (Например: 1) проблема интенциональности сознания; 2) проблема восприятия …и т.д.). В скобках желательно указать труды философов, в которых формулируются эти проблемы.
3. Затем также по порядку под чертой выписать особенности стиля мышления (Например: 1) обилие литературных и художественных примеров; 2) сильное влияние философии математики …) и т.д.
При оценивании составленной таблицы следует обратить внимание на следующие критерии:
- корректность при выделении основных понятий и тем;
- четкость формулировки философских проблем, их соотнесение с определенными школами и творчеством отдельных мыслителей, их трудами;
- корректное употребление терминов.
По результатам выполнения работы желательно провести краткое собеседование с каждым обучающимся, указав на достоинства и недостатки его работы. При отсутствии такой возможности провести подробный анализ проделанной работы в аудитории, указав на типичные ошибки.
Выступление с докладом является частью фонда оценочных средств. Доклад – это устное выступление обучающегося, является результатом его самостоятельной работы по заранее полученной теме. Выступление во время доклада, как правило, рассчитано на 10-15 минут, не может превышать установленное время, должно строго соответствовать заявленной теме. План-проспект выступления (или презентация) содержат материалы в жестко структурированной форме, включающие постановку ключевых проблем в виде определений, схем, характеристик, классификаций и т.п., которые позволяют судить о логике выступления обучающегося. Тема выступления оговаривается с преподавателем и, как правило, привязана к конкретному произведению, статье или разделу монографии. Во время выступления приветствуется использование свободной речи, близкой к тексту доклада. Менее приветствуется зачитывание подготовленного текста. Однако, ключевые цитаты и формулировки могут быть заранее выделены обучающимся и зачитаны аудитории. Речь выступающего должна быть четкой, достаточно громкой, выразительной и эмоционально окрашенной. Обязательным элементом процедуры доклада является его обсуждение. Обучающимся предлагается задавать докладчику вопросы по теме доклада, это в праве сделать и преподаватель. В плане обратной связи докладчик также может задать аудитории несколько вопросов. В завершении доклада желательно проведение дискуссии по ключевым проблемам выступления.
Примерные темы выступлений с докладом:
- Истоки формирования феноменологической методологии в Мюнхенской школе.
- Специфика феноменологической установки у А. Райнаха.
- «Ежегодник по феноменологии и феноменологической философии»: ретроспективный анализ.
- Феноменологическая эстетика: персоналии и направления.
- Трансформация терминологии в феноменологической философии: от Т. Липпса к Э. Гуссерлю.
- Адаптация феноменологического метода к теории познания, этике и социологии.
- Макс Шелер как новатор в области феноменологии: антропологический проект.
- Истоки формирования реалистической феноменологии: персоналии, идеи, наследие.
- Возможность феноменологического подхода в философии математики.
- Возможность преодоления трансцендентального идеализма: специфика универсальной онтологии Х. Конрад-Мартиус.
Типовые вопросы к зачету:
1. Мюнхенская феноменологическая школа: персоналии и основные направления работы.
2. История издания «Ежегодника по феноменологии и феноменологической философии».
3. Формирование реалистической феноменологии: геттингенский кружок и причины разрыва представителей ранней феноменологии с Гуссерлем.
4. Пространство интерпретации феноменологического проекта Э. Гуссерля: особенности его деятельности в Мюнхене. «Философское общество».
5. «Логические исследования» Э. Гуссерля: возможные прочтения.
6. Феноменологическая психология А. Пфендера.
7. Феноменологическая эстетика М. Гайгера.
8. Интерпретация феноменологической установки А. Райнахом.
9. Универсальная онтология Х. Конрад-Мартиус: расхождения с идеями Гуссерля, отказ от трансцендентального идеализма.
10. Модификация феноменологической методологии М. Шелером: основные положения.
11. Роль феноменологического метода в теории познания, этике и социологии М. Шелера.
12. Проблема материального априори у Гуссерля и Шелера.
13. Проект философской антропологии М. Шелера: проблема соотнесённости внутреннего и внешнего мира с человеком, парадигмы антропологии.
14. Трансформация феноменологического метода в онтологии Н. Гартмана.
15. О. Беккер: применение феноменологии в эстетике и философии математики.
16. Вклад Р. Ингардена в онтологию и эстетику.
17. Постановка проблемы «вчувствования» у Р. Ингардена и Э. Штайн.
18. Интерпретация гуссерлевского наследия Л. Ландгребе и О. Финком.
19. Вклад Я. Паточки в феноменологию.
20. Перспективные направления ранней феноменологии, заложенные Мюнхенской школой: современное состояние.
Учебная литература к курсу:Гиндер, В. Е. Введение в
феноменологию: теория и практика / В. Е. Гиндер. — 2-е изд., стер. — Москва :
ФЛИНТА, 2019. — 189 с. — ISBN 978-5-9765-1629-8. — Текст : электронный // Лань
: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115840
Белов, В. Н. Современная
западная философия : учебное пособие / В. Н. Белов, Б. И. Мокин, С. М. Малкина
; под редакцией В. Н. Белова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 564 с. —
ISBN 978-5-8291-3215-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133255
Финк,
О. Проблема феноменологии
Эдмунда Гуссерля / Финк, О. // Логос. — 2016. — № 1. — С. 5-46. — ISSN
0869-5377. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/298665
Ямпольская,
А. Ойген Финк, верный ученик
Эдмунда Гуссерля / А. Ямпольская // Логос. — 2016. — № 1. — С. 74-78. — ISSN
0869-5377. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/298665
Мотрошилова, Н. В. Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901) / Н. В. Мотрошилова. — Москва : Прогресс-Традиция, 2018. — 624 с. — ISBN 978-5-89826-509-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102183
Соболева, М. Е. Философская герменевтика: понятия и позиции / М. Е. Соболева. — Москва : Академический Проект, 2020. — 151 с. — ISBN 978-5-8291-3275-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132953
Юдин Г. Позиция философа в феноменологии Гуссерля и критике Финка // Логос. — 2016. — № 1. — С. 108-117. — ISSN 0869-5377. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/298665
Дополнительная литература:
- Аналитическая философия (учебник). Ред. Лебедев М.В. Черняк А.З. Гл. 14. Аналитическая философия и феноменология. М.: Изд-во РУДН, 2004.
- Антология реалистической феноменологии. М.: Институт св. Фомы, 2007.
- Ямпольская А. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. Москва, 2013.
- Фалёв Е.В. Герменевтика Хайдеггера. СПб, 2008.
- От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.
- Очерки феноменологической философии. Под ред. Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. Изд. СПбГУ, 1997.
- Вдовина И.С. Феноменология во Франции. Москва, 2009.
- Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология ХХ века. Москва, 2010.
- Между метафизикой и опытом. Материалы коллоквиума. СПб, 2001.
- Ингарден Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля. М., 1999.
- Исследования по феноменологии и философской герменевтике, Минск, 2001.
- Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981.
- Кюнг Г. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей. // «Логос», 6, 1994.
- Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано. //«Логос» №32. М., 2002.
- Ланц Г. Интенциональные предметы // «Логос» № 9.М., 1997.
- Моханти Дж.Н. Понятие психологизма у Фреге и Гуссерля // «Логос» № 6 (63). М., 2007.
- Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М., 2007.
- Мотрошилова Н.В. Идеи I Э.Гуссерля как введение в феноменологию. М.,2003.
- Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.
- Очерки феноменологической философии. СПб. 1997.
- Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.
- Тугендхат Э. Введение в аналитическую философию языка. Лекции. Предметная теория значения на примере Гуссерля. //«Логос», 10-1999
- Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. М., 1998.
- Философия Мартина Хайдеггера и современность. Сб. докладов. Под. Ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1991.
- Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Минск, 2000.
- Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля, Хайдеггера. СПб, 2001.
- Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М., 2002.
- Молчанов В.И. Аналитическая феноменология в Логических исследованиях Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 3 (1). М., 2001.
- Разеев Д.Н. Предмет философии науки в свете феноменологии // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева СПб., 2002. С.151-166
- Борисов Е.В. Феноменологический метод М.Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
- Куренной В. К вопросу о возникновении феноменологического движения. Логос №12. М., 1999.
- Михайлов А.А. Идеалы науки и философская рефлексия (к критике феноменологии Э. Гуссерля) // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
- Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 198
- Мюнх Д. Intentionale Inexistenz у Брентано. Логос №32. М., 2002. С. 95–131.
- Рикер П. Кант и Гуссерль // Интенциональность и текстуальность. Томск, 1998.
- Серкова В.А. Феноменологическая дескрипция. СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2003.
- Шкуратов И.Н. Феноменологический подход в психологии: история и перспективы (по работам Э. Гуссерля) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. МГУ, 2003. (Текст диссертации полностью доступен на сайте «Lebenswelt»: lebenswelt.narod.ru/index1.htm)
- Kern I. Husserl und Kant: eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus. Den Haag, 1964.
- Kontos P. D'une phenomenologie de la perception chez Heidegger. Dordrecht, 1996.
- Kortooms T. Phenomenology of time: Edmund Husserl's analysis of time-consciousness. Dordrecht, 2002.
- Kusch M. Language as calculus vs. language as universal medium: a study in Husserl, Heidegger and Gadamer. Dordrecht, 1989.
- Lohmar D. Erfahrung und kategoriales Denken: Hume, Kant und Husserl über vorprädikative Erfahrung und prädikative Erkenntnis. Dordrecht, 1998.
- Marion J.-L. Reduction et donation: recherches sur Husserl, Heidegger et la phenomenology. Paris, 1989.
- Mertens K. Zwischen Letztbegründung und Skepsis: kritische Untersuchungen zum Selbstverständnis der transzendentalen Phänomenologie Edmund Husserls. Freiburg i.Br., 1996
- Mohantz J.N. Transcendental Phenomenology. An Analytic Account. Oxford, 1989.
- Orth E. W. Perspektiven und Probleme der Husserlschen Phänomenologie: Beiträge zur neueren Husserl-Forschung. Freiburg i.Br., 1991.
- Paimann R. Formale Strukturen der Subjektivität: egologische Grundlagen des Systems der Transzendentalphilosophie bei Kant und Husserl / Hamburg, 2002.
- Seebohm T. M. Phenomenology and the formal sciences. Dordrecht, 1991.
- Sokolowsky R. (ed.) Edmund Husserl and the Phenomenological Tradition. Essays in Phenomenology // Studies in Philosophy and the History of Philosophy, Vol. 18. Washington DC, 1988.
- Bernet R., Kern I., Marbach E. An Introduction to Husserlian Phenomenology. Northwestern University Press. Evanston. 1993. P. 52-87.
- Brand G. The material a priori and the foundation for its analysis in Husserl // Analecta Husserliana. Dordrecht. Riedel Publishing Company. 1972. Vol. II. P. 128-148.
- Figal G. Heidegger zur Einführung. Hamburg, 1992.
- Gethmann C. F. Dasein: Erkennen und Handeln: Heidegger im phänomenologischen kontext. Berlin, New York, 1993.
- Landgrebe L. Husserl`s Departure from Cartesianism // Landgrebe L. The phenomenology of Edmund Husserl. Itaca and London. 1981.p. 67-121.
- Landgrebe L. Faktizität und Individuation. Studien zu den Grundfragen der Phänomenologie. Hamburg, 1982.
- Sallis J. The truth that is not of knowledge // Sallis J. Double Truth. New York. State University of New York Press. ( SUNY Press) 1995. P. 57-83.
- Patočka J. An Introduction to Husserl's Phenomenology. Ed. and introduction J. Dodd. Open Court Publishing Company, 1996.
- Sokolowski R. Husserlian Meditations. How Words Present Things. Evanston: Northwestern Univ. Press, 1974.
- Ямпольская А.В. Феноменология в Германии и Франции: проблема метода. М., 2013.
- (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами. М., 2014.
- Современная мировая философия: учебник для вузов. М., 2013.
- Вальденфельс Б. Мотив чужого. Сборник переводов с нем. Минск, 1999.
- Херрманн Ф-В.фон Фундаментальная онтология языка. Минск, ЕГУ,2001.
- Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. Изд. Модерн, 2011.
- Брентано Ф. О многозначности сущего по Аристотелю. СПб, 2012.
- Гуссерль Э. Амстердамские доклады. «Логос» № 3. М., 1992.
- Гуссерль Э. Интенциональные предметы. «Логос» № 5. М., 1994.
- Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 3 (1): Логические исследования. Том II (1). Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2001.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология
- Райнах А. Собрание сочинений. М., 2007.
- Хайдеггер М. Время и бытие, 1993.
- Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.
- Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию // Логос, №6. М., 1994.
- Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
- Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996.
- Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
- Деррида Ж. «Генезис и структура» и феноменология // Деррида Ж. Письмо и различие. М. Изд-во «Академический проект», 2000. С. 249-274.
- Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. СПб., 2012.
- Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пер. Н. Артеменко. СПб, 2008. Лекции 1,3,5.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. V-ая Картезианская медитация.
- Гуссерль Э. Философия как строгая наука// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С.127-174.
- Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. Параграф 2-7, 29-34.
- Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Пер. А.Г. Чернякова. СПб, 2001. Введение. Часть вторая.
- Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М., 2000. Введение. Часть вторая: Бытие-для-себя.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999.Часть вторая. С. 261-312.
- Левинас Э. Тотальность и бесконечное. Москва, 2013.Предисловие. Раздел первый.
- Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. Москва, 2005. Глава 3. Процесс рефлексии.
- Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии. Москва, 2003. С. 10-114.
- (Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сост.: С. Шолохова, А. Ямпольская. Москва, 2014. (см.: Ришир М. с. 209-229; Марион Ж.-Л. С. 63-100; Анри М. с.43-58)
- Дильтей В. Введение в
науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX — XX вв. М., 1987.
С.108-142.
- Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения. Избранные работы. Москва, 1996.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1993. Предисловие ко второму изданию, Введение.
- Фреге Г. Смысл и значение // Избранные работы. М., 1997.
- Райнах А. О феноменологии. Доклад в Марбурге, январь 1914 года // Логос № 1 1999 (11)