Герменевтика от Ф. Шлейермахера до Х.-Г. Гадамера

Курс «Герменевтика от Ф. Шлейермахера до Х.-Г. Гадамера» подготовлен Артеменко Натальей Андреевной (n.a.artemenko@gmail.com), к. филос. н., профессором кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» для магистров 1 курса.

Аннотация курса. Цели курса.

Курс «Герменевтика от Ф. Шлейермахера до Х.-Г. Гадамера»  посвящен истории и основным  проблемам герменевтической  философии.

За последние двести лет герменевтика неоднократно попадала в поле зрения дискуссий о природе философского знания и проблеме понимания.

Унаследованная философскими науками от античной гуманистической традиции, преображенная в христианской экзегетике, герменевтика окончательно определила свой статус на рубеже XVIII и XIX столетия. При этом она сохранила в своем составе многие аксиомы, на которых базировалась как христианская дисциплина, так и как античная ученость, что вступило в конфликт с новым ее наполнением в рамках светской науки. Попытки преодолеть это противоречие породили последовательный ряд «герменевтических проектов» (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер, Гадамер), каждый из которых предлагал свое решение проблемы. В настоящее время проблема статуса герменевтики по-прежнему далека от окончательной определенности, хотя этот термин широко используется как в философской литературе, так и в науках культурологического цикла.

Герменевтика при ее рождении в недрах школьной философии и в атмосфере критики этой последней И.Кантом и в послекантовском идеализме – философская герменевтика так сказать «первого поколения» позиционировала себя как рефлексия над методологическими проблемами гуманитарного знания – в кантовском смысле практического учения о человеке, прагматической антропологии, и наследовала кантовский пафос «коперниканского переворота» в философии, революции в мировоззрении. Но вхождение герменевтики в циклы академического преподавания – в филологические и переводческие учебные программы, в контекст социологического и психологического образования – сильно снизило ее полемический потенциал. Идея предлагаемого курса – вернуть изложению истории герменевтики эту креативную составляющую. Эта задача может быть выполнена только из горизонта философской рефлексии над основаниями понимания, которые должны быть соединены с обращением к исторически значимым предыдущим попыткам такого рода. Поэтому общий замысел курса состоит в том, чтобы соединить историческое с теоретическим в изложении и показать продуктивность герменевтики в горизонте современных междисциплинарных дебатов.

 

Задачи освоения дисциплины:

·         Рассмотреть четыре естественных блока герменевтической тематики не только в хронологической последовательности, но и в тематическом контексте, делая акцент, прежде всего, на полемическом потенциале герменевтики;

·         Сформировать навыки работы с источниками по герменевтической философии;

·         Побочной задачей является формирование навыков работы с текстами по  герменевтики на иностранных языках.

 


Преподаватель курса: Артеменко Наталья Андреевна

Ранняя феноменология после Э. Гуссерля

Курс “Ранняя феноменология после Э. Гуссерля ” подготовлен Артеменко Натальей Андреевной (n.a.artemenko@gmail.com) , к. филос. н., профессором кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» для магистров 1 курса.

Аннотация курса. Цели курса.

Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с общей историей феноменологического движения после Гуссерля, воззрениями наиболее выдающихся его представителей, возможностями аппликации феноменологического в специальных философских и позитивно-научных исследованиях, а также овладение основным понятиями феноменологической философии, оперативными для современной западной гуманитарной мысли, исходя из их генезиса.

Задачи:

1. Показать закономерность формирования феноменологического движения в контексте сложившейся философской ситуации;

2. Дать представление об общих принципах феноменологической установки и обязанностях ее осуществления у разных феноменологов и в разных национальных феноменологических традициях;

3. Ознакомить с конкретными примерами использования феноменологического метода как в общефилософских, так и в специальных научных дисциплинах;

4. Формирование навыков работы с источниками по феноменологической философии;

5. Побочной задачей является формирование навыков работы с текстами по феноменологии на  немецком (английском, французском) языке.

Курс в основном излагается в исторической последовательности, в некоторых случаях делаются акценты на проблемные и систематические моменты феноменологической философии. Одним из основных предполагаемых результатов курса является выработка понимания истории западной философии как критики традиции, а критики традиции - как одного из основных способов методической самокритики современной мысли и способа бытия современного человека вообще. Методика проведение курса в целом ориентирована на достижение этого результата.                                                            

Задания для инвариантной самостоятельной работы и вариативной самостоятельной работы по темам

 Реферирование фрагментов первоисточников предполагает индивидуальную работу с рекомендованными текстами. Название работы должно быть проблематизировано. Необходимо помнить, что реферирование первоисточника является научно-исследовательской работой, предполагающей внимательное прочтение текста, проведение его анализа, корректное изложение авторской философской позиции с необходимыми комментариями и выводами обучающегося. Потребность реферирования первоисточников связана с необходимостью систематической проработки исторического материала (первоисточников) для формирования научного мировоззрения и одновременно усвоения специфики социогуманитарного познания и исследования.

К числу рекомендуемых для реферирования текстов следует отнести:

1)      Райнах А. О феноменологии (доклад в Марбурге, январь 1914 года).

2)      Ингарден Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля. (фрагменты).

3)      Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано. //«Логос» №32. М., 2002.

4)      Шелер М. Положение человека в Космосе.

 При оценивании работы следует обратить внимание на следующие критерии:

  1. проблематизацию названия, его привязку к определенным философским текстам, исторической эпохе;
  2. отражает ли название   содержание работы;
  3. сформулированы ли цель и задачи исследования;
  4. сформулирована ли актуальность работы;
  5. адекватно ли название глав отражает общую структуру и логику изложения материала;
  6. корректность промежуточных и итоговых выводов;
  7. правильность оформления сносок.

 Составление итоговой таблицы «Этапы рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля» направлено на формирование понимания специфики исторических периодов с точки зрения представленности в них философских проблем и характеристики особенностей стиля мышления, свойственного данному историческому периоду, а также схем взаимовлияния основных авторов, изучение которых входит в программу курса.

 Ход выполнения задания:

 1.      Взять двойной тетрадный лист в клетку, расчертить его вертикальными линиями на 4 колонки. Озаглавить последовательно каждую колонку следующим образом: «основные понятия и темы философии Э. Гуссерля», «Основные понятия и темы философии А. Пфендера», «Основные понятия и темы философии А. Райнаха», «Основные понятия и темы философии Р. Ингардена».

 2. Далее, оставив 2/3 сверху, каждую колонку разделить горизонтальной чертой на две части. Вверху каждой колонки под именами написать: «основные понятия», под горизонтальной чертой написать «Особенности стиля (способа) мышления». Каждый из представителей ранней феноменологии формирует свою собственную проблематику и свой собственный стиль мышления. Для составления общей картины развития феноменологической философии необходимо последовательно выписать философские проблемы (Например: 1) проблема интенциональности сознания; 2) проблема восприятия …и т.д.). В скобках желательно указать труды философов, в которых формулируются эти проблемы.

  3. Затем также по порядку под чертой выписать особенности стиля мышления (Например: 1) обилие литературных и художественных примеров; 2) сильное влияние философии математики …) и т.д.

При оценивании составленной таблицы следует обратить внимание на следующие критерии:

  1. корректность при выделении основных понятий и тем;
  2. четкость формулировки философских проблем, их соотнесение с определенными школами и творчеством отдельных мыслителей, их трудами;
  3. корректное употребление терминов.

          По результатам выполнения работы желательно провести краткое собеседование с каждым обучающимся, указав на достоинства и недостатки его работы. При отсутствии такой возможности провести подробный анализ проделанной работы в аудитории, указав на типичные ошибки.

          Выступление с докладом является частью фонда оценочных средств. Доклад – это устное выступление обучающегося, является результатом его самостоятельной работы по заранее полученной теме. Выступление во время доклада, как правило, рассчитано на 10-15 минут, не может превышать установленное время, должно строго соответствовать заявленной теме. План-проспект выступления (или презентация) содержат материалы в жестко структурированной форме, включающие постановку ключевых проблем в виде определений, схем, характеристик, классификаций и т.п., которые позволяют судить о логике выступления обучающегося. Тема выступления оговаривается с преподавателем и, как правило, привязана к конкретному произведению, статье или разделу монографии. Во время выступления приветствуется использование свободной речи, близкой к тексту доклада. Менее приветствуется зачитывание подготовленного текста. Однако, ключевые цитаты и формулировки могут быть заранее выделены обучающимся и зачитаны аудитории. Речь выступающего должна быть четкой, достаточно громкой, выразительной и эмоционально окрашенной. Обязательным элементом процедуры доклада является его обсуждение. Обучающимся предлагается задавать докладчику вопросы по теме доклада, это в праве сделать и преподаватель. В плане обратной связи докладчик также может задать аудитории несколько вопросов. В завершении доклада желательно проведение дискуссии по ключевым проблемам выступления.

 Примерные темы выступлений с докладом:

  1. Истоки формирования феноменологической методологии в Мюнхенской школе.
  2. Специфика феноменологической установки у А. Райнаха.
  3. «Ежегодник по феноменологии и феноменологической философии»: ретроспективный анализ.
  4. Феноменологическая эстетика: персоналии и направления.
  5. Трансформация терминологии в феноменологической философии: от Т. Липпса к Э. Гуссерлю.
  6. Адаптация феноменологического метода к теории познания, этике и социологии.
  7. Макс Шелер как новатор в области феноменологии: антропологический проект.
  8. Истоки формирования реалистической феноменологии: персоналии, идеи, наследие.
  9. Возможность феноменологического подхода в философии математики.
  10. Возможность преодоления трансцендентального идеализма: специфика универсальной онтологии Х. Конрад-Мартиус.

Типовые вопросы к  зачету:

 1.      Мюнхенская феноменологическая школа: персоналии и основные направления работы.

2.      История издания «Ежегодника по феноменологии и феноменологической философии».

3.      Формирование реалистической феноменологии: геттингенский кружок и причины разрыва представителей ранней феноменологии с Гуссерлем.

4.      Пространство интерпретации феноменологического проекта Э. Гуссерля: особенности его деятельности в Мюнхене. «Философское общество».

5.      «Логические исследования» Э. Гуссерля: возможные прочтения.

6.      Феноменологическая психология А. Пфендера.

7.      Феноменологическая эстетика М. Гайгера.

8.      Интерпретация феноменологической установки А. Райнахом.

9.      Универсальная онтология Х. Конрад-Мартиус: расхождения с идеями Гуссерля, отказ от трансцендентального идеализма.

10.  Модификация феноменологической методологии М. Шелером: основные положения.

11.  Роль феноменологического метода в теории познания, этике и социологии М. Шелера.

12.  Проблема материального априори у Гуссерля и Шелера.

13.  Проект философской антропологии М. Шелера: проблема соотнесённости внутреннего и внешнего мира с человеком, парадигмы антропологии.

14.  Трансформация феноменологического метода в онтологии Н. Гартмана.

15.  О. Беккер: применение феноменологии в эстетике и философии математики.

16.  Вклад Р. Ингардена в онтологию и эстетику.

17.  Постановка проблемы «вчувствования» у Р. Ингардена и Э. Штайн.

18.  Интерпретация гуссерлевского наследия Л. Ландгребе и О. Финком.

19.  Вклад Я. Паточки в феноменологию.

20.  Перспективные направления ранней феноменологии, заложенные Мюнхенской школой: современное состояние.

Учебная литература к курсу:

Гиндер, В. Е. Введение в феноменологию: теория и практика / В. Е. Гиндер. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 189 с. — ISBN 978-5-9765-1629-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115840

Белов, В. Н. Современная западная философия : учебное пособие / В. Н. Белов, Б. И. Мокин, С. М. Малкина ; под редакцией В. Н. Белова. — Москва : Академический Проект, 2020. — 564 с. — ISBN 978-5-8291-3215-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133255

Финк, О. Проблема феноменологии Эдмунда Гуссерля / Финк, О. // Логос. — 2016. — № 1. — С. 5-46. — ISSN 0869-5377. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/298665

Ямпольская, А. Ойген Финк, верный ученик Эдмунда Гуссерля / А. Ямпольская // Логос. — 2016. — № 1. — С. 74-78. — ISSN 0869-5377. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/298665

Мотрошилова, Н. В. Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901) / Н. В. Мотрошилова. — Москва : Прогресс-Традиция, 2018. — 624 с. — ISBN 978-5-89826-509-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102183

Соболева, М. Е. Философская герменевтика: понятия и позиции / М. Е. Соболева. — Москва : Академический Проект, 2020. — 151 с. — ISBN 978-5-8291-3275-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132953

Юдин Г. Позиция философа в феноменологии Гуссерля и критике Финка // Логос. — 2016. — № 1. — С. 108-117. — ISSN 0869-5377. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/298665

Дополнительная литература:

  1. Аналитическая философия (учебник). Ред. Лебедев М.В. Черняк А.З. Гл. 14. Аналитическая философия и феноменология. М.: Изд-во РУДН, 2004.
  2. Антология реалистической феноменологии. М.: Институт св. Фомы, 2007.
  3. Ямпольская А. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. Москва, 2013.
  4. Фалёв Е.В. Герменевтика Хайдеггера. СПб, 2008.
  5. От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.
  6. Очерки феноменологической философии. Под ред. Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. Изд. СПбГУ, 1997.
  7. Вдовина И.С. Феноменология во Франции. Москва, 2009.
  8. Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология ХХ века. Москва, 2010.
  9. Между метафизикой и опытом. Материалы коллоквиума. СПб, 2001.
  10. Ингарден Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля. М., 1999.
  11. Исследования по феноменологии и философской герменевтике, Минск, 2001.
  12. Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981.
  13. Кюнг Г. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей. // «Логос», 6, 1994.
  14. Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано. //«Логос» №32. М., 2002.
  15. Ланц Г. Интенциональные предметы // «Логос» № 9.М., 1997.
  16. Моханти Дж.Н. Понятие психологизма у Фреге и Гуссерля // «Логос» № 6 (63). М., 2007.
  17. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М., 2007.
  18. Мотрошилова Н.В. Идеи I Э.Гуссерля как введение в феноменологию. М.,2003.
  19. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.
  20. Очерки феноменологической философии. СПб. 1997.
  21. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.
  22. Тугендхат Э. Введение в аналитическую философию языка. Лекции. Предметная теория значения на примере Гуссерля. //«Логос», 10-1999
  23. Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. М., 1998.
  24. Философия Мартина Хайдеггера и современность. Сб. докладов. Под. Ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1991.
  25. Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Минск, 2000.
  26. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля, Хайдеггера. СПб, 2001.
  27. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М., 2002.
  28. Молчанов В.И. Аналитическая феноменология в Логических исследованиях Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 3 (1). М., 2001.
  29. Разеев Д.Н. Предмет философии науки в свете феноменологии // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева СПб., 2002. С.151-166
  30. Борисов Е.В. Феноменологический метод М.Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
  31. Куренной В. К вопросу о возникновении феноменологического движения. Логос №12. М., 1999.
  32. Михайлов А.А. Идеалы науки и философская рефлексия (к критике феноменологии Э. Гуссерля) // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
  33. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 198
  34. Мюнх Д. Intentionale Inexistenz у Брентано. Логос №32. М., 2002. С. 95–131.
  35. Рикер П. Кант и Гуссерль // Интенциональность и текстуальность. Томск, 1998.
  36. Серкова В.А. Феноменологическая дескрипция. СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2003.
  37. Шкуратов И.Н. Феноменологический подход в психологии:  история и перспективы  (по работам Э. Гуссерля) // Диссертация на соискание ученой степени  кандидата философских наук. МГУ, 2003. (Текст диссертации полностью доступен на сайте «Lebenswelt»: lebenswelt.narod.ru/index1.htm)
  38. Kern I. Husserl und Kant: eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus. Den Haag, 1964.
  39. Kontos P. D'une phenomenologie de la perception chez Heidegger. Dordrecht, 1996.
  40. Kortooms T. Phenomenology of time: Edmund Husserl's analysis of time-consciousness. Dordrecht, 2002.
  41. Kusch M. Language as calculus vs. language as universal medium: a study in Husserl, Heidegger and Gadamer. Dordrecht, 1989.
  42. Lohmar D. Erfahrung und kategoriales Denken: Hume, Kant und Husserl über vorprädikative Erfahrung und prädikative Erkenntnis. Dordrecht, 1998.
  43. Marion J.-L. Reduction et donation: recherches sur Husserl, Heidegger et la phenomenology. Paris, 1989.
  44. Mertens K. Zwischen Letztbegründung und Skepsis: kritische Untersuchungen zum Selbstverständnis der transzendentalen Phänomenologie Edmund Husserls. Freiburg i.Br., 1996
  45. Mohantz J.N. Transcendental Phenomenology. An Analytic Account. Oxford, 1989.
  46. Orth E. W. Perspektiven und Probleme der Husserlschen Phänomenologie: Beiträge zur neueren Husserl-Forschung. Freiburg i.Br., 1991.
  47. Paimann R. Formale Strukturen der Subjektivität: egologische Grundlagen des Systems der Transzendentalphilosophie bei Kant und Husserl / Hamburg, 2002.
  48. Seebohm T. M. Phenomenology and the formal sciences. Dordrecht, 1991.
  49. Sokolowsky R. (ed.) Edmund Husserl and the Phenomenological Tradition. Essays in Phenomenology // Studies in Philosophy and the History of Philosophy, Vol. 18. Washington DC, 1988.
  50. Bernet R., Kern I., Marbach E. An Introduction to Husserlian Phenomenology. Northwestern University Press. Evanston. 1993. P. 52-87.
  51. Brand G. The material a priori and the foundation for its analysis in Husserl // Analecta Husserliana. Dordrecht. Riedel Publishing Company. 1972. Vol. II. P. 128-148.
  52. Figal G. Heidegger zur Einführung. Hamburg, 1992.
  53. Gethmann C. F. Dasein: Erkennen und Handeln: Heidegger im phänomenologischen kontext. Berlin, New York, 1993.
  54. Landgrebe L. Husserl`s Departure from Cartesianism // Landgrebe L. The phenomenology of Edmund Husserl. Itaca and London. 1981.p. 67-121.
  55. Landgrebe L. Faktizität und Individuation. Studien zu den Grundfragen der Phänomenologie. Hamburg, 1982.
  56. Sallis J. The truth that is not of knowledge // Sallis J. Double Truth. New York. State University of New York Press. ( SUNY Press) 1995. P. 57-83.
  57. Patočka J. An Introduction to Husserl's Phenomenology. Ed. and introduction J. Dodd. Open Court Publishing Company, 1996.
  58. Sokolowski R. Husserlian Meditations. How Words Present Things. Evanston: Northwestern Univ. Press, 1974.
  59. Ямпольская А.В. Феноменология в Германии и Франции: проблема метода. М., 2013.
  60. (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами. М., 2014.
  61. Современная мировая философия: учебник для вузов. М., 2013.
  62. Вальденфельс Б. Мотив чужого. Сборник переводов с нем. Минск, 1999.
  63. Херрманн Ф-В.фон Фундаментальная онтология языка. Минск, ЕГУ,2001.
  64. Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. Изд. Модерн, 2011.
  65. Брентано Ф. О многозначности сущего по Аристотелю. СПб, 2012.
  66. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. «Логос»  № 3. М., 1992.
  67. Гуссерль Э. Интенциональные предметы. «Логос» № 5. М., 1994.
  68. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 3 (1): Логические исследования. Том II (1). Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2001.
  69. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология
  70. Райнах А. Собрание сочинений. М., 2007.
  71. Хайдеггер М. Время и бытие, 1993.
  72. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.
  73. Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию // Логос, №6. М., 1994.
  74. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
  75. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996.
  76. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
  77. Деррида Ж. «Генезис и структура» и феноменология // Деррида Ж. Письмо и различие. М. Изд-во «Академический проект», 2000. С. 249-274.
  78. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. СПб., 2012.
  79. Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пер. Н. Артеменко. СПб, 2008. Лекции 1,3,5.
  80. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. V-ая Картезианская медитация. 
  81. Гуссерль Э. Философия как строгая наука// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С.127-174.
  82. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. Параграф 2-7, 29-34.
  83. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Пер. А.Г. Чернякова. СПб, 2001. Введение. Часть вторая.
  84. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М., 2000. Введение. Часть вторая: Бытие-для-себя.    
  85. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999.Часть вторая. С. 261-312.
  86. Левинас Э. Тотальность и бесконечное. Москва, 2013.Предисловие. Раздел первый.
  87. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. Москва, 2005.  Глава 3. Процесс рефлексии.
  88. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии. Москва, 2003. С. 10-114.
  89. (Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. Сост.: С. Шолохова, А. Ямпольская. Москва, 2014. (см.: Ришир М. с. 209-229; Марион Ж.-Л. С. 63-100; Анри М. с.43-58)
  90. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIXXX вв. М., 1987. С.108-142.
  91. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения. Избранные работы. Москва, 1996.
  92. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1993. Предисловие ко второму изданию, Введение.
  93. Фреге Г. Смысл и значение // Избранные работы. М., 1997.
  94. Райнах А. О феноменологии. Доклад в Марбурге, январь 1914 года // Логос № 1 1999 (11)

Преподаватель курса: Артеменко Наталья Андреевна