Феноменология и герменевтика
Курс “Феноменология и герменевтика”
подготовлен Артеменко Натальей Андреевной
(n.a.artemenko@gmail.com) , к. филос. н., профессором кафедры
философской антропологии и истории философии Института философии человека
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
для бакалавров 5 курса.
Аннотация курса. Цели курса.
Курс «Феноменология и герменевтика» условно делится на две части: первая посвящена истории феноменологического движения, вторая – основным проблемам герменевтической философии. Мы увидим, как многие вопросы этих двух основных направлений развития философии ХХ века пересекаются и взаимно дополняют друг друга.
Часть 1. Введение в феноменологию.
Термин «феноменология» впервые встречается в «Новом органоне» (1764) И.Г. Ламберта как название его «учения о видимости». И. Кант в одном из писем к Ламберту размышляет о «phaenomenologia generalis» как о пропедевтической дисциплине к метафизике. В философии И.Г. Фихте феноменология приобретает черты учения о бытии сознания и его фактах. «Феноменология духа» (1807) Г.В.Ф. Гегеля – это развертывание диалектического процесса саморазвития духа, процесса, совпадающего с системой его самопознания и восхождения к абсолютному знанию в понятии. Самостоятельную значимость понятие феноменологии приобретает в ХХ веке, будучи обозначением одного из ведущих направлений современной философской мысли. В 1889 Брентано используют этот термин, чтобы охарактеризовать то, что он назвал «описательная психология». Эдмунд Гуссерль заимствует этот термин для своей новой науки о сознании, а остальное уже история. Начало феноменологии было положено Эдмундом Гуссерлем в его «Логических исследованиях» (1900-1901).
Феноменология (от греч. «феномен» и «логос» – учение о феноменах/явлениях) – это, с одной стороны, обозначение философского движения, зародившегося в начале ХХ века и сформировавшего ландшафт философии ХХ века, а с другой – своеобразной практики осмысления, пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Феноменологическая практика находит свое применение не только в философии, но и в психологии, психиатрии, социологии, исторических науках и других дисциплинах.
Феноменологическое движение с самого начала не отличалось однородностью и единством в понимании возможных путей развития феноменологии. М. Хайдеггер, наиболее способный из учеников Гуссерля, отходит от феноменологии сознания и разрабатывает в «Бытии и времени» фундаментальную онтологию как феноменологию человеческого Dasein. Хайдеггер, и независимо от него Г.Г. Шпет, создают варианты герменевтической феноменологии. М. Шелер избирает в качестве тем феноменологических исследований антропологию, этику и религию, Р. Ингарден – эстетику. А. Шюц разрабатывает феноменологическую социологию. В области феноменологической психологии большое значение имеют работы Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти. Феноменология оказала значительное влияние на такие современные философские течения, как экзистенциализм, герменевтика, персонализм и структурализм, а также на развитие психиатрии в ХХ веке. Проводниками этого влияния стали, в частности, Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер и Медард Босс.
Данная часть курса знакомит слушателей с историей формирования феноменологической философии и последующего ее развития вплоть до настоящего момента. В нем затрагиваются как воззрения основных представителей этого направления, так и базовые понятия, без которых не может обойтись никакое феноменологическое исследования. Это, в свою очередь, позволяет, с одной стороны, слушателям изучить базовые установки феноменологической методологии, а с другой стороны, – увидеть перспективу применения такой методологии к различным специфическим областям научного знания, прежде всего, социогуманитарного. Курс в основном излагается в исторической последовательности, в некоторых случаях делаются акценты на проблемные и систематические моменты феноменологической философии.
Часть 2. Герменевтика от Шлейермахера до Гадамера.
За последние двести лет герменевтика неоднократно попадала в поле зрения дискуссий о природе философского знания и проблеме понимания.
Унаследованная философскими науками от античной гуманистической традиции, преображенная в христианской экзегетике, герменевтика окончательно определила свой статус на рубеже XVIII и XIX столетия. При этом она сохранила в своем составе многие аксиомы, на которых базировалась как христианская дисциплина, так и как античная ученость, что вступило в конфликт с новым ее наполнением в рамках светской науки. Попытки преодолеть это противоречие породили последовательный ряд «герменевтических проектов» (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер, Гадамер), каждый из которых предлагал свое решение проблемы. В настоящее время проблема статуса герменевтики по-прежнему далека от окончательной определенности, хотя этот термин широко используется как в философской литературе, так и в науках культурологического цикла.
Герменевтика при ее рождении в недрах школьной философии и в атмосфере критики этой последней И.Кантом и в послекантовском идеализме – философская герменевтика так сказать «первого поколения» позиционировала себя как рефлексия над методологическими проблемами гуманитарного знания – в кантовском смысле практического учения о человеке, прагматической антропологии, и наследовала кантовский пафос «коперниканского переворота» в философии, революции в мировоззрении. Но вхождение герменевтики в циклы академического преподавания – в филологические и переводческие учебные программы, в контекст социологического и психологического образования – сильно снизило ее полемический потенциал. Идея предлагаемого курса – вернуть изложению истории герменевтики эту креативную составляющую. Эта задача может быть выполнена только из горизонта философской рефлексии над основаниями понимания, которые должны быть соединены с обращением к исторически значимым предыдущим попыткам такого рода. Поэтому общий замысел курса состоит в том, чтобы соединить историческое с теоретическим в изложении и показать продуктивность герменевтики в горизонте современных междисциплинарных дебатов.
Общая тенденция в развитии философского знания, которая складывается в последние десятилетия в противостоянии англо-саксонской/американской аналитической философии и традиционной континентальной традиции, может быть охарактеризована как спор об основаниях философского знания и о философии как самосознании культуры. Новейшие (натуралистические, аналитические) подходы оспаривают эту претензию философии. Однако, именно герменевтика, с одной стороны, и феноменология, с другой, продолжают обосновывать эту претензию философии и настаивать на ней. Этот основной лейтмотив двух направлений философии ХХ века – герменевтики и феноменологии – и будет выступать общим «знаменателем» курса.
Задачи освоения дисциплины:
· Показать закономерность формирования как феноменологического движения, так и герменевтического направления философии в контексте сложившейся философской ситуации;
· Ознакомить с конкретными примерами использования феноменологического метода как в общефилософских, так и в специальных научных дисциплинах;
· Рассмотреть четыре естественных блока герменевтической тематики не только в хронологической последовательности, но и в тематическом контексте, делая акцент, прежде всего, на полемическом потенциале герменевтики;
· Сформировать навыки работы с источниками по феноменологической и герменевтической философии;
· Побочной задачей является формирование навыков работы с текстами по феноменологии и герменевтики на иностранных языках.
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- Оценке самостоятельной работы студента при подготовке к практическому занятию подлежит активность студента на занятии, участие в дискуссии, подготовка докладов. Оценка за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем.
- Выступление с докладом является частью фонда оценочных средств. Доклад – это устное выступление обучающегося, является результатом его самостоятельной работы по заранее полученной теме. Выступление во время доклада, как правило, рассчитано на 15-20 минут, должно строго соответствовать заявленной теме. План-проспект выступления (или презентация) содержат материалы в жестко структурированной форме, включающие постановку ключевых проблем в виде определений, схем, характеристик, классификаций и т.п., которые позволяют судить о логике выступления обучающегося. Тема выступления заранее оговаривается с преподавателем. Во время выступления приветствуется использование свободной речи, близкой к тексту доклада. Менее приветствуется зачитывание подготовленного текста. Однако, ключевые цитаты и формулировки могут быть заранее выделены обучающимся и зачитаны аудитории. Обязательным элементом процедуры доклада является его обсуждение. Обучающимся предлагается задавать докладчику вопросы по теме доклада, это вправе сделать и преподаватель. В плане обратной связи докладчик также может задать аудитории несколько вопросов. В завершении доклада желательно проведение дискуссии по ключевым проблемам выступления. В докладе должно быть продемонстрировано знание литературы по теме и умение делать собственные обоснованные выводы. Оценка включает в себя следующие параметры в случае текстологического задания: 1. Знание общего содержания анализируемого первоисточника. 2. Умение описать основную проблему текста. 3. Понимание места данного первоисточника и его основной проблематики.
- Эссе
Требования к выполнению письменной работы. Письменная работа проводится после прохождения теоретического материала. Порядок ее проведения и оценки следующий:
1. Из списка вопросов, предоставленных студентам преподавателем не позднее, чем за месяц до письменной работы, студент выбирает один по собственному усмотрению. В случае, если обучающийся решает написать эссе по теме, не заявленной в указанном списке, то предварительно ему необходимо обсудить формулировку с преподавателем, проводящим занятия по настоящей дисциплине.
2. Во избежание совпадения вопросов, обучающиеся должны сообщить темы эссе преподавателю заблаговременно и сдать их за месяц до назначенной даты зачета.
3. Вопрос должен быть раскрыт по существу. Требуется продемонстрировать понимание излагаемого вопроса, его историко-философского контекста; использовать в полном объеме необходимую терминологию; раскрыть содержание ключевых понятий. Изложение должно быть связным и аргументированным.
Объем письменной работы – 5-10 страниц (TNR, 12, межстрочный интервал – 1).
Особое внимание следует обратить на недопустимость плагиата. Плагиатом является использование в работе текстов других авторов без кавычек и указания авторства. Корректное цитирование допустимо, но не должно превышать 15% от общего объема ответа. При обнаружении плагиата выставляется незачетная оценка.
Основные критерии оценки итоговой письменной работы:
• знание обязательных источников,
• владение понятийным аппаратом изученных концепций,
• понимание специфики каждого из изученных направлений,
• использование вторичной литературы,
• тщательность выполнения задания, последовательность изложения и непротиворечивость содержания,
• соответствующее оформление работы, предполагающее закавычивание цитируемых источников, указание на источники,
• отсутствие плагиата
• полнота ответа на поставленные вопросы
Рекомендуемая
учебная литература
Философия: учеб. пособие / И.А. Карпенко. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 190 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad85a8cac8cb0.79718405. Текст: электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1039315
Философия: учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. - Москва: Норма; ИНФРА-М, 2016. - 928 с. - ISBN 978-5-91768-691-2 (Норма); ISBN 978-5-16-011546-7 (ИНФРА-М, print); ISBN 978-5-16-103859-8 (ИНФРА-М, online).
(Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / составители С. А. Шолохова, А. В. Ямпольская. — Москва : Академический Проект, 2020. — 288 с. — ISBN 978-5-8291-3382-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132947
История философии: Запад–Россия–Восток : учебник : в 4 книгах / под редакцией Н. В. Мотрошиловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Академический Проект, 2020 — Книга 4 : Философия ХХ в. — 2020. — 426 с. — ISBN 978-5-8291-3233-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132912
Гиндер, В. Е. Введение в феноменологию: теория и практика : монография / В. Е. Гиндер. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 189 с. — ISBN 978-5-9765-1629-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115840
Философия философии. Тексты философии : учебное пособие / составитель В. Кузнецов. — Москва : Академический Проект, 2020. — 347 с. — ISBN 978-5-8291-3205-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132871
Аблеев, С. История мировой философии : учебник для вузов / С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 318 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01520-1. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/4ADD33B2-9F05-4098-BF51-1EFDC0D36DC4.
Хайдеггер, М. Лекции о метафизике : учебное пособие / М. Хайдеггер ; перевод с немецкого С. Жигалкина. — 3-е изд. — Москва : Языки славянских культур, 2016. — 176 с. — ISBN 978-5-94457-261-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/135880
Мотрошилова, Н. В. Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901) / Н. В. Мотрошилова. — Москва : Прогресс-Традиция, 2018. — 624 с. — ISBN 978-5-89826-509-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102183
Шульга, Е. Н. Современная философская герменевтика: понимание и интерпретация : учебник для вузов / Е. Н. Шульга. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10841-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455969
Соболева, М.Е. Философская герменевтика: понятия и позиции / М.Е. Соболева. – М.: Академический проект, 2014. – 160 с. – Режим доступа: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/%20germenevtika.pdf
Фалёв, Е.В. История философии второй половины XIX – начала XX века: Избранные главы [Электронный ресурс] / Е.В. Фалёв. – М.: Инфра-М, 2014. – 217 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=395840
Шульга, Е.Н. Когнитивная герменевтика [Электронный ресурс] / Е.Н. Шульга. – М.: ИФ РАН, 2002. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=345956
Шульга, Е.Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии [Электронный ресурс] / Е.Н. Шульга. – М.: ИФ РАН, 2004. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42114
Рекомендуемая дополнительная литература
I. По феноменологии:
1. Антология реалистической феноменологии. М.: Институт св. Фомы, 2007.
2. Борисов Е.В. Феноменологический метод М.Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
3. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения. Избранные работы. Москва, 1996.
4. Брентано Ф. О многозначности сущего по Аристотелю. СПб, 2012.
5. Вальденфельс Б. Мотив чужого. Сборник переводов с нем. Минск, 1999.
6. Вдовина И.С. Феноменология во Франции. Москва, 2009.
7. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. «Логос» № 3. М., 1992.
8. Гуссерль Э. Интенциональные предметы. «Логос» № 5. М., 1994.
9. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 3 (1): Логические исследования. Том II (1). Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2001.
10. Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пер. Н. Артеменко. СПб, 2008. Лекции 1,3,5.
11. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. V-ая Картезианская медитация.
12. Гуссерль Э. Философия как строгая наука// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С.127-174.
13. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Томск,1999.
14. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии, 1986. № 3.
15. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX — XX вв. М., 1987. С.108-142.
16. Деррида Ж. «Генезис и структура» и феноменология // Деррида Ж. Письмо и различие. М. Изд-во «Академический проект», 2000. С. 249-274.
17. Ингарден Р. Введение в феноменологию Э. Гуссерля. М., 1999.
18. Исследования по феноменологии и философской герменевтике, Минск, 2001.
19. Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология ХХ века. Москва, 2010.
20. Куренной В. К вопросу о возникновении феноменологического движения. Логос №12. М., 1999.
21. Кюнг Г. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей. // «Логос», 6, 1994.
22. Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981.
23. Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано. //«Логос» №32. М., 2002.
24. Ланц Г. Интенциональные предметы // «Логос» № 9.М., 1997.
25. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004.
26. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998.
27. Левинас Э. Этика и бесконечность. Диалоги с Филиппом Немо // История философии. М., 2000. №5.
28. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999.Часть вторая. С. 261-312.
29. Марион Ж.-Л. Перекрестья видимого. М.: Прогресс-Традиция, 2010.
30. Марион Ж.-Л. Метафизика и феноменология на смену теологии // Логос, № 3 (82). 2011.
31. Между метафизикой и опытом. Материалы коллоквиума. СПб, 2001.
32. Моханти Дж.Н. Понятие психологизма у Фреге и Гуссерля // «Логос» № 6 (63). М., 2007.
33. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М., 2007.
34. Молчанов В.И. Аналитическая феноменология в Логических исследованиях Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том 3 (1). М., 2001.
35. Михайлов А.А. Идеалы науки и философская рефлексия (к критике феноменологии Э. Гуссерля) // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
36. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.
37. Мотрошилова Н.В. Идеи I Э.Гуссерля как введение в феноменологию. М.,2003.
38. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.
39. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. СПб., 2012.
40. От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.
41. Очерки феноменологической философии. Под ред. Я.А. Слинина, Б.В. Маркова. Изд. СПбГУ, 1997.
42. Паткуль А. Б. Идея философии как науки о бытии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. СПб: Наука, 2020.
43. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск, 1999.
44. Разеев Д.Н. Предмет философии науки в свете феноменологии // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева СПб., 2002. С.151-166.
45. Рикер П. Кант и Гуссерль // Интенциональность и текстуальность. Томск, 1998.
46. Райнах А. Собрание сочинений. М., 2007.
47. Серкова В.А. Феноменологическая дескрипция. СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2003.
48. Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М., 2000. Введение. Часть вторая: Бытие-для-себя.
49. Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. Изд. Модерн, 2011.
50. Соколова Л. Ю. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора А.С. Колесникова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
51. Тенгели Л. (2013). Необходимость фактического у Аристотеля и Гуссерля. Ежегодник по феноменологической философии, 3: 190 – 209.
52. Тугендхат Э. Введение в аналитическую философию языка. Лекции. Предметная теория значения на примере Гуссерля. //«Логос», 10-1999
53. Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. М., 1998.
54. Философия Мартина Хайдеггера и современность. Сб. докладов. Под. Ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1991.
55. Фалёв Е.В. Герменевтика Хайдеггера. СПб, 2008.
56. Фреге Г. Смысл и значение // Избранные работы. М., 1997.
57. Феноменология времени. ISBN: 978-5-386-12793-0. Феноменология и эстетика. ISBN: 978-5-386-12794-7. Феноменология поэзии. ISBN: 978-5-386-12795-4. Сборник переводов (в 3-х тт.). Составитель, редактор Н. Артеменко. Рипол-Классик, 2019.
58. Хайдеггер М. Время и бытие, 1993.
59. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.
60. Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию // Логос, №6. М., 1994.
61. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
62. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
63. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Пер. А.Г. Чернякова. СПб, 2001.
64. Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Минск, 2000.
65. Херрманн Ф-В. фон Фундаментальная онтология языка. Минск, ЕГУ,2001.
66. Хельд К. (2008/2009). Бог в феноменологии Э. Гуссерля. Ежегодник по феноменологической философии, 2: 15-30.
67. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Томск, 1996.
68. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М., 2002.
69. Шкуратов И.Н. Феноменологический подход в психологии: история и перспективы (по работам Э. Гуссерля) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. МГУ, 2003. (Текст диссертации полностью доступен на сайте «Lebenswelt»: lebenswelt.narod.ru/index1.htm)
70. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии. Москва, 2003.
71. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля, Хайдеггера. СПб, 2001.
72. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. Москва, 2005.
73. Ямпольская А. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. Москва, 2013.
Литература на иностранных языках:
1. Kern I. Husserl und Kant: eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus. Den Haag, 1964.
2. Lohmar D. Erfahrung und kategoriales Denken: Hume, Kant und Husserl über vorprädikative Erfahrung und prädikative Erkenntnis. Dordrecht, 1998.
3. Marion J.-L. Reduction et donation: recherches sur Husserl, Heidegger et la phenomenology. Paris, 1989.
4. Mertens K. Zwischen Letztbegründung und Skepsis: kritische Untersuchungen zum Selbstverständnis der transzendentalen Phänomenologie Edmund Husserls. Freiburg i.Br., 1996
5. Mohantz J.N. Transcendental Phenomenology. An Analytic Account. Oxford, 1989.
6. Orth E. W. Perspektiven und Probleme der Husserlschen Phänomenologie: Beiträge zur neueren Husserl-Forschung. Freiburg i.Br., 1991.
7. Paimann R. Formale Strukturen der Subjektivität: egologische Grundlagen des Systems der Transzendentalphilosophie bei Kant und Husserl / Hamburg, 2002.
8. Seebohm T. M. Phenomenology and the formal sciences. Dordrecht, 1991.
9. Sokolowsky R. (ed.) Edmund Husserl and the Phenomenological Tradition. Essays in Phenomenology // Studies in Philosophy and the History of Philosophy, Vol. 18. Washington DC, 1988.
10. Bernet R., Kern I., Marbach E. An Introduction to Husserlian Phenomenology. Northwestern University Press. Evanston. 1993. P. 52-87.
11. Figal G. Heidegger zur Einführung. Hamburg, 1992.
12. Gethmann C. F. Dasein: Erkennen und Handeln: Heidegger im phänomenologischen kontext. Berlin, New York, 1993.
13. Landgrebe L. Husserl`s Departure from Cartesianism // Landgrebe L. The phenomenology of Edmund Husserl. Itaca and London. 1981.p. 67-121.
14. Landgrebe L. Faktizität und Individuation. Studien zu den Grundfragen der Phänomenologie. Hamburg, 1982.
15. Sallis J. The truth that is not of knowledge // Sallis J. Double Truth. New York. State University of New York Press. ( SUNY Press) 1995. P. 57-83.
16. Patočka J. An Introduction to Husserl's Phenomenology. Ed. and introduction J. Dodd. Open Court Publishing Company, 1996.
17. Sokolowski R. Husserlian Meditations. How Words Present Things. Evanston: Northwestern Univ. Press, 1974.
18. Novotny K. Neue Konzepte der Phänomenologie. Würzburg, 2012.
19. Tillich P. Symbol und Wirklichkeit. Göttingen, 1966.
20. Luft S. (2011). Subjectivity and Lifeworld in Transcendental Philosophy. Evanston, Ill: 53 – 127.
II. По герменевтике:
1. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка /Пер. с нем. В. Куренного // К.-О. Апель. Трансформация философии. М.: «Логос», 2001. С. 237-262.
2. Быстрицкий Е.К., Кошарный С.А. Философская герменевтика: гносеологические и онтологические аспекты критического анализа // Философские Науки. 1987 – № 1. – С. 71-79.
3. Борисов Е.В. Эпистемологический эгоцентризм в теориях интерпретации Дэвидсона и Гадамера //Вестник Томского государственного университета, 2012, №4 (20).
4. Васильева С.В. Метафизика Шелера и коммуникативная рациональность Хабермаса: разный взгляд на проблемы теории познания и этики // Вестник РГГУ, № 2–3/, Серия «Философия. Социология», Москва 2007. С.65-76.
5. Вишке М. Между методом наук о духе и Primaphilosophia: О герменевтике Гадамера и Дильтея //Doxa, № 10, 2009. С. 391-397.
6. Вишке М. Конечность понимания. Произведение искусства и его понимание в интерпретации Г.-Г. Гадамера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Минск: ЕГУ, 2001. С. 55-67.
7. Виндельбанд В. От Канта до Ницше (История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками). М.,1998.
8. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. – М., 1994.
9. Гайденко П. П. От исторической герменевтики к “герменевтике бытия”. Критический анализ эволюции М. Хайдеггера // Вопр. философии. 1987. № 10. С. 124-133.
10. Гронден Ж. Герменевтика фактичности как онтологическая деструкция и критика идеологии. К актуальности герменевтики М. Хайдеггера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Минск: ЕГУ, 2001. С. 45-54.
11. Грязнов А.Ф. Проблема понимания: на пересечении двух традиций // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. С. 26-41.
12. Губман Б.Л. Герменевтика и современная католическая философия // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. С. 81-100.
13. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
14. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.,1988.
15. Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека. М., 1996.
16. Дильтей В. Введение в науки о духе. // Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т. 1: Введение в науки о духе. М., 2000.
17. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. – №10.
18. Дмитриева H.A. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2007.
19. Зиммель Г. Избранное. — Том 1. Философия культуры. — М.: Юрист, 1996.
20. Заритовская З.А. Поиски «новой герменевтики в латино-американской «теологии освобождения» // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. 101-119.
21. Зонтаг С. Против интерпретации / Пер. с англ. и комм. Б. Дубина // Сьюзен Зонтаг. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. М.: РФО, С. 9-19.
22. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.
23. Калиниченко В.В. Густав Шпет: От феноменологии к герменевтике // Логос. № 3. 1992. 37-61.
24. Калиниченко В. В., Огурцов А. П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопр. философии. 1988. № 4. С. 128-134.
25. Кузнецов В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Густава Густавовича Шпета // Логос. № 2. 1991. С. 199-214.
26. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос. № 10. 1999. С. 43-88.
27. Кузнецов М.М. Язык как «среда-средство» и как «игра» в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. 6-25.
28. Кулэ М. Х. Феноменология и герменевтика: сходство и различие методов // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981. С. 74-98.
29. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык М.; СПб.: Университетская книга, 2001.
30. Культура интерпретации до начала Нового времени. Науч. ред.: Воскобойников О.С., Иванова Ю.В.Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009.
31. Козлова М.С. Философия и язык: Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX века. М.: Мысль, 1972.
32. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
33. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика: Критический анализ. – Мн.: Изд-во «Университетское», 1984.
34. Мишина Л.А. История культуры Германии: учебное пособие. М., 2013.
35. Малахов В С. Герменевтика и традиция // Логос. № 1. 1999. С. 3-10.
36. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1988.
37. Ортега-и-Гассет Х. Вильгель Дильтей и идея жизни // Метафизические исследования / Пер. с испан. и прим. О. В. Журавлева // Метафизические исследования. Спб., 1999. Вып. 5.: Культура. С. 203-225.
38. Паткуль А.Б. Послекантовский немецкий идеализм в контексте «Истины и метода» Г.-Г.Гадамера // Мысль. № 13 (2012). С. 87–102.
39. Ракитов А.И. Опыт реконструкции концепции понимания Фридриха Шлейермахера // Историко-философский ежегодник-1988. 150-165.
40. Роди Фр. Герменевтическая логика в феноменологической перспективе // Логос. № 7. С. 41-47.
41. Руткевич А.М. Глубинная герменевтика Ю. Хабермаса // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. С. 42-61.
42. Рикёр, П. Время и рассказ / Пер. с фр. Т.В. Славко. – М.: ЦГНИИ ИНИОН РАН и др., 2000.
43. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Прогресс, 1995.
44. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. – СПб., 1998.
45. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
46. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов / Р. Рорти // Вопросы философии. – 2003. – №3.
47. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / Р. Рорти. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. – 279 с.
48. Рорти Р. Хайдеггер, случайность и прагматизм // Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.
49. Рорти Р. Философия и зеркало природы / Р. Рорти. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. – 297 с.
50. Семенов В. Е. Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и Неокантианство) – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008.
51. Семенов В. Е. Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии — М.: Российская политическая энциклопедия, 2012.
52. Соловьева Г.Г. Дильтей и Адорно: категория понимания // Проблемы философской герменевтики. М.: АН СССР. Институт философии, 1990. С. С. 62-80.
53. Татаринцева Т. В защиту гадамеровского представления понимания в контексте критики идеологии //HORIZON 3 (1) 2014, С. 24–38.
54. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М.,1988.
55. Фуко М. Археология знания. – К., 1996.
56. Фуко М. Порядок дискурса // Он же. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.,1996.
57. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук М., 1977.
58. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Ю. Хабермаса – Мн.: Экономпресс, 2000.
59. Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997.
60. Хайдеггер М. Кассельские доклады // Два текста о Вильгельме Дильтее. М., 1996.
61. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии – СПб., 2001.
62. Хайдеггер М. Немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель) и философская проблематика современности. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2016.
63. Хельд К. Хайдеггер и принцип феноменологии. Ежегодник по феноменологической философии, 1, 2008: 190-220.
64. Хладениус И.М. Всеобщая наука истории // Эпистемология и философия науки 2010 Т. XXIII № 1. С.193-223.
65. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. СПб, 1997.
66. Шлейермахер Ф. Герменевтика. – СПб., 2004.
67. Шпет Г.Г. Явление и смысл. (Феноменология как основная наука и ее проблемы). Томск: Водолей, 1996.
68. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы. Контекст. 1989.
69. Штольценберг Ю. Религиозное, моральное и эстетическое сознание после Канта (Гегель — Фихте — Шлейермахер — Шлегель —Шеллинг) // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. СПб, изд-во СПбГУ, 2008. С. 60-80.
70. Шпенглер О. Закат Европы (избранные главы). М., 1993.
71. Эббингауз Г. Об объясняющей и описательной психологии // Логос, 2013 № 5.
72. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994.
Литература на иностранных языках:
1. Schleiermacher Fr. Kritische Gesamtausgabe II. Abt. Band 4. Vorlesungen zur Hermeneutik und Kritik. Herausgegeben von Wolfgang Virmond, unter Mitwirkung von Hermann Patsch, 2012. Walter de Gruyter GmbH, Berlin/Boston.
2. Schleiermacher Fr. Kritische Gesamtausgabe II. Abt. Band 10,Teilband 1,2. Vorlesungen über die Dialektik. Herausgegeben von Hermann Fischer und Ulrich Barth, Konrad Cramer, Günter Meckenstock, Kurt-Victor Selge. 2002, Walter de Gruyter GmbH, Berlin/Boston.
3. Dilthey W. Gesammelte Schriften, Bd. 15. Zur Geistesgeschichte des 19. Jahrhunderts: Portraits und biographische Skizzen, Quellenstudien und Literaturberichte zur Theologie und Philosophie im 19. Jahrhundert / hrsg. von Ulrich Herrmann. -3.,unveränd.Aufl.,1991.
4. Bowie A. Schleiermacher: art and interpretation //Aesthetics and subjectivity: from Kant to Nietzsche/ Manchester University Press, Manchester and New York, 2003.
5. Cercel G. Die Faktizitat der Hermeneutik. Zu Gadamers Auslegung des Heideggerschen Frühdenken im Hinblick auf die heutige Heidegger-Exegese //Studia Phanomenologica I (2001) 1-2, 95-119.
6. Christophersen A. Schnittpunkt Hermeneutik. Zum Synthesecharakter einer sich ausbildenden Disziplin im Übergang vom 18. zum 19. Jahrhundert //Literatur und Theologie im 18. Jahrhundert. Konfrontationen -Kontroversen – Konkurrenzen. Herausgegeben von Hans-Edwin Friedrich, Wilhelm Haefs und Christian Soboth, 2011. Walter de Gruyter GmbH & Co. KG, Berlin/New Yorkpp. S. 77-88.
7. Crouter R. Hegel and Schleiermacher at Berlin: A Many-Sided Debate//Journal of the American Academy of Religion, Vol. 48, No. 1 (Mar., 1980), pp. 19-43.
8. Figal G. Hermeneutik und Phänomenologie // Tijdschrift voor Filosofie, 68ste Jaarg., Nr. 4 2006, pp. 763-778.
9. Funke G. Krise der Hermeneutik?// Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte, Vol. 13, No. 1 (1961), pp. 1-24.
10. Geschichte der Hermeneutik und die Methodik der textinterpretierenden Disziplinen. Herausgegeben von Jörg Schönert und Friedrich Vollhardt. Walter de Gruyter Berlin, 2005.
11. Herrmann, Fr.-W. v. Hermeneutische Phänomenologie des Daseins. Ein Kommentar zu "Sein und Zeit" Band 1: Einleitung: Die Exposition der Frage nach dem Sinn von Sein, 2., unveränderte Auflage, 2016.
12. Habermas, J. Richard Rortys Pragmatic Turn / Edited by Robert B. Brandom // Rorty and his critics. – Oxford: Blackwell Publishing, 2000.
13. Kuhn H. Wahrheit und geschichtliches Verstehen: Bemerkungen zu H.-G. Gadamers Hermeneutik // Historische Zeitschrift, Bd. 193, H. 2 (Oct., 1961), pp. 376-389.
14. Makkreel R. A. Orientierung und Tradition in der Hermeneutik: Kant versus Gadamer //Zeitschrift für philosophische Forschung, Bd. 41, H. 3 (Jul. - Sep., 1987), pp. 408-420.
15. Grondin J. Der Sinn für Hermeneutik. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1994. 155 S. Hermeneutik und Dialektik, Bd. 1-2, Fr./M., 1976.
16. Hufnagel E. Einführung in die Hermeneutik. Stuttgart, 1976.
17. Koreth E. Grundfragen der Hermeneutik: ein philosophischer Beitrag, Freiburg, etc., 1969.
18. Pöggeler O. Heidegger und die hermeneutische Philosophie, Freiburg–Münch., 1983.
19. Hermeneutics and Modern Philosophy, N. Y., 1986.
Примерные темы для эссе
Феноменология
1. И. Кант и «крах великих идеалистических систем» послекантовской философии.
2. Британский эмпиризм и его продолжение в позитивизме XIX в. Возрождение аристотелизма в контексте критики идеалистической философии: Тренделенбург, Брентано.
3. Проблема переживания. К. Штумпф и проблема экспериментальной психологии. Г. Фреге: критика психологизма, логическое обоснование математики и зарождение аналитической философии.
4. Ранний Гуссерль и отказ от эмпирического обоснования математики. Гуссерль периода «дескриптивной психологии»: «Логические исследования» как феноменологический «прорыв» в философии.
5. Интерпретация феноменологического лозунга: «Назад к самим вещам!». Переход Гуссерля на позиции «трансцендентального идеализма» и связанная с этим критика в его адрес.
6. Монада как конкретный трансцендентальный субъект: переход позднего Гуссерля к генетической феноменологии.
7. Э. Гуссерль и «Мюнхенская феноменология».
8. Формирование реалистической феноменологии: геттингенский кружок и разрыв представителей ранней феноменологии с Гуссерлем. А. Пфендер, М. Гайгер, А. Райнах, Д. ф. Гильдебранд, Х. Корад-Мартиус.
9. Модификация феноменологической методологии М. Шелером. Роль феноменологического метода в теории познания, этике и социологии у Шелера.
10. Проблема материального априори: Гуссерль и Шелер. Шелеровский проект философской антропологии.
11. Трансформация феноменологического метода в онтологии Н. Гартмана.
12. О. Беккер: применение феноменологии в эстетике и философии математики.
13. Вклад Р. Ингардена в онтологию и эстетику.
14. Интерпретация гуссерлевского наследия у Л. Ландгребе и О. Финка.
15. Вклад Я. Паточки в феноменологию.
16. Сближение феноменологии с герменевтикой у раннего Хайдеггера: герменевтика фактичности.
17. Проект фундаментальной онтологии М. Хайдеггера: бытие как исключительный предмет философии и человеческое существо как единственное понимающее бытие сущее.
18. Предварительное понятие феноменологии и хайдеггеровское истолкование понятий феномена и логоса. Три компонента феноменологического метода.
19. Дескрипция (Гуссерль) vs интерпретация (Хайдеггер) – проблема места и значения герменевтики в рамках феноменологии.
20. Понятие «поворота» в истории хайдеггеровской мысли и феноменологические импликации в его философии после «поворота».
21. Развитие и трансформация хайдеггеровской герменевтической феноменологии его учениками: В. Бимель, Х.-Г. Гадамер, Ф.-В. ф. Херрманн.
22. Использование хайдеггеровских онтологических идей в психологии и психиатрии: Л. Бинсвангер и М. Босс.
23. Хронология становления и особенности феноменологической философии во Франции. Интуитивизм А. Бергсона и феноменология. Французское неогегельянство как один из источников становления феноменологии во Франции.
24. Ранние работы Сартра по феноменологии и его проект феноменологической онтологии в «Бытии и ничто».
25. Феноменология и экзистенциализм.
26. Феноменология восприятия М. Мерло-Понти.
27. Феноменологическая этика Э. Левинаса.
28. Проблематика аффективности и пассивности субъекта у французских мыслителей в свете критики феноменологического интуитивизма.
29. Хронология становления феноменологической философии в США и особенности американской феноменологии. Основные представители американской ветви феноменологии: М. Фарбер, Д. Кэрнс, Дж. Уайльд, М. Натанзон, В. Ерл, Дж. Иди, Р. Соколовски, Р. Занер, Д. Смит и Р. Макинтайр. Г. Шпигельберг как историк феноменологической философии.
30. Применение феноменологического метода в социологии и социальной философии у А. Шютца.
31. Основные положения рефлексивного анализа Л. Эмбри.
32. Философия сознания и языка А. Гурвича.
33. Общая характеристика современной ситуации в феноменологии. Наиболее яркие представители феноменологической философии последних десятилетий.
34. Феноменология чуждого Б. Вальденфельса.
35. Проблема мира в феноменологии К. Хельда.
36. Феноменология и онтология мира у Л. Тенгели.
37. Самаффицирование жизни у М. Анри и анонимность самообразующегося смысла у М. Ришира.
38. Проект постфеноменологической метафизики Ж.-Л. Мариона.
39. Феноменология феноменологии С. Луфта.
40. Критика Гуссреля у Ж. Деррида и проект деконструкции.
41. Феноменология и герменевтика.
42. Феноменология и структурализм.
43. Проблема взаимоотношения феноменологии и аналитической философии.
44. Связь современной феноменологии с когнитивной наукой.
45. Феноменология и марксизм.
46. Проблема применения феноменологического метода в современных социогуманитарных науках.
Герменевтика
1. Основные этапы и наиболее значимые вехи развития герменевтики (общая характеристика).
2. Проблемы интерпретации и истолкования в античности.
3. Развитие герменевтических идей в христианской философии.
4. Появление основных категорий: «(ис)толкование»; «понимание»; «интерпретация»; «объяснение»; «перевод»; «комментарий»; «экзегеза».
5. Концепция описательной психологии В. Дильтея.
6. Понимание в экзистенциальной философии М. Хайдеггера.
7. Традиция и историчность понимания, диалог культур (Г.-Г. Гадамер).
8. Задача демифологизации Р. Бультмана и экзистенциальная аналитика М. Хайдеггера.
9. Теория герменевтической ситуации М. Хайдеггера.
10. Вера, понимание (знание) и онтология М. Хайдеггера: что делает христианина христианином?
11. Искусство исторического понимания В. Дильтея и учение Э. Гуссерля о «жизненном мире» - основа герменевтики М. Хайдеггера.
Шлейермахер
12. Герменевтика Шлейермахера (общая характеристика).
13. «Понимать автора лучше, чем он понимал себя сам».
14. Принцип конгениальности.
15. Предмет герменевтики.
16. Техническое и дивинаторное.
17. Для чего нужна герменевтика?
Дильтей
18. Герменевтика в системе гуманитарных наук.
19. Понимание и объяснение.
20. Понимание, истолкование и интерпретация.
21. Интерпретация объективаций духа.
Хайдеггер
22. Формы понимания себя человеком (понятность, понятливость, понимание возможностей).
23. Как связано понимание и истолкование?
24. Понимание и речь.
25. Как связано наше понимание самих себя и обращение к традиции?
Гадамер
26. Герменевтика и традиция.
27. В чем различие между «философской герменевтикой» Гадамера и герменевтикой в понимании В. Дильтея?