Современные проблемы науки и образования

Студенты КНР. Продолжение курса после каникул с 9 апреля и 10 апреля. См. объявление.

Студенты РФ. Начало курса после каникул  11 апреля. См. объявление.

 У всех групп продолжаются лекции.

Напоминаем темы для студентов КНР: Тема 6.  Дети нового сознания

                Тема 7. Современные прлоблемы высшей школы

                 Тема 8. Организация научной деятельности

                Темы 9, 10. Мультимедийные технологии в науке, музыкальном творчестве и музыкальном образовании.  Все материалы смотри  далее:

Напоминаем темы для студентов РФ:

Тема. Современные аспекты высшего образования

 Тема. Современные проблемы высшей школы

 Тема. Организация научной деятельности. Ознакомиться с темами 7 и 8 для группы из КНР

Дальше пойдут практические темы 7-12. Задания изложены ни же

Тезисы лекций по темам 6-10 для студентов КНР


Тема 6: ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 

Причина актуальности проблемы. Природа феномена: социологический, педагогический, психологический аспекты. Характеристика разных точек зрения.

Вопросы терминологического аппарата, анализ терминологических различий в зарубежной и российской науке. Обобщение теоретического опыта в изучении проблемы в России и зарубежной науке: точки зрения Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Черноземовой, А. А. Лиханова, Л. Кэрролл, Д. Тоубер, Н. Э. Тэпп, Р. Шелджрейна, Б. Симонсон и др. Роль журналистики, СМИ в искажении и коммерциализации проблемы.

Психологическая характеристика детей нового сознания. Отличия и общность с феноменом «вундеркиндства». Специфика гиперактивности детей нового сознания. Нравственный критерий как основа психологической характеристики детей нового сознания. Их адаптация в социуме.

Проблема педагогического подхода. Организация учебных заведений и учебного процесса в «традиционных» учебных учреждениях для детей нового сознания: начальное, среднее, высшее звено. Создание учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий и т.д. для всех уровней образования.

Современное состояние общества в отношении детей нового сознания. Пагубное воздействие медикаментозного вмешательство в «лечении» психики. Анализ Интернет-ресурсов.

Кто знает русский язык, очень полезно почитать материалы научной конференции «Дети нового сознания» в научно-просветительском педагогическом журнале «Педагогика Культуры» (СПб. 2006. № 5. – С. 4-32). Его можно найти в интернете. URL: www.http://pedagogika-cultura.ru/po nomeram

Особое значение имеет доклад Елены Чернозёмовой.

 

Обратите внимание на следующие вопросы:

·      В чем особенности феномена «дети нового сознания»? Кто они такие эти дети? Почему их так называют?

·      История возникновения термина «дети нового сознания». Он появился в России, его автор академик, доктор биологических наук Людмила Владимировна Шапошникова. Его утвердили на научной конференции, посвященной детям нового сознания, которая состоялась в 2006 году в музее Н.К. Рериха в Москве. За рубежом таких детей называют «дети индиго». Но такое определение обозначает внешнюю сторону, а главное в этих детях – их особое сознание.

·      Отличительные особенности детей нового сознания (их надо прочитать в конце доклада Елены Николаевны Черноземовой «Голос, который дошел из глубин…», выводы – 15 пунктов).

·      О детях нового сознания за рубежом и в России уже много написано книг и статей. В докладе Е. Н. Чернозёмовой надо обратить внимание на фрагмент по обзору литературы (зарубежной и российской).

 

Здесь приводятся основные понятия по теме. Это все студенты должны перевести на китайский язык и понять.

Кто такие дети нового сознания:

В первые годы нового тысячелетия и в самый канун его наступления отмечается повсеместное появление новых детей, детей особого строя сознания. Новые дети … демонстрируют высокие способности к уяснению структуры мироздания и места в нем человека. Для них характерно чувство великого сострадания ко всему живому, огромный объем памяти. У них есть знания о прошлых жизненных накоплениях, а также ощущениях, предшествующих рождению. С самого раннего возраста они проявляют способность к философствованию и формулируют ответы на сложные вопросы: о смысле жизни, строении мироздания, своей роли на Земле.

 

Что их отличает:

В противовес предложенным западным подходам в вычленении качеств новых детей мы сформулировали те критерии, которые нам кажутся важными при выявлении носителей нового сознания:

 1. Развитый интеллект в сочетании с развитой природной нравственностью. Альтруизм, самоотверженность как качества развитого сердца.

 2. Ищут способ передать свои знания. Не передают их тем, кто, по их мнению, не способен понять то, о чем они говорят.

 3. В сложной ситуации не ломаются. В самых безысходных ситуациях находят силы, чтобы собраться и восстановиться. Знают, чего хотят. Проявляют волю, несговорчивость при поиске способов реализации своих замыслов.

 4. Целостность восприятия мира.

 5. Светимость. Рядом с ними чувствуешь себя легко.

 6. Ощущение связи с Высшим.

 7. Нацеленность на сотрудничество (проявляемая не всегда – иногда демонстрируют самодостаточность).

 8. Несогласие с негативным финалом, стремление исправить ситуацию.

 9. Устремленность к свободе.

 10. Искренность (проявленность внутреннего ребенка).

 11. Обладание энергией, с которой порой не могут справиться. Их необходимо учить управлять энергией, «заземляться».

 12. Любят действие – походы вместо сидячих игр.

 13. Сверхчувствительность, близкая к экстрасенсорике.

 14. Стремление к созданию своего жизненного пространства.

 15. Интуитивная способность разделять мораль от нравственности (внешние нормы, которые могут быть изменчивыми, оспариваемые с внутренними законами)

 Отмеченные качества могут быть присущи тому или иному ребенку в разном наборе и в разной степени. Но если у одного ребенка встречается больше половины этих качеств, то мы имеем дело с ребенком нового сознания.

 

 


Тема 7: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

          Перед современным образованием стоит целый ряд проблем, который связан с четырьмя аспектами: философским, культурологическим, информационно-технологическим и социальным. Каждый из них определяется требованиями времени и задачами, которые ставит наше время перед студентами и преподавателями.

Философский аспект связан с обучением студентов логическому мышлению. Сегодня благодаря интернету легко добывать новую информацию, и с этим молодежь очень хорошо справляется. Но грамотно мыслить, уметь размышлять, анализировать большинство молодых людей не может. Поэтому перед высшим образованием во всем мире встает вопрос: как научить молодежь думать – рефлексировать? Ученые-педагоги всего мира пришли к выводу, что надо обратиться к возможностям философии – раздела «герменевтика» – науки о понимании. Ее центральной категорией является интерпретация – толкование смыслов, умение наиболее четко, логично мыслить. Освоение законов герменевтики, прежде всего герменевтического круга помогает дисциплинировать и развивать мышление. К возможностям герменевтики обращаются преподавателя самых различных специальностей. В России защищено немало диссертаций, исследующих роль герменевтики в воспитании мыслительных способностей учащихся разных специальностей, в том числе музыкантов.

Культурологический аспект связан с соответствием состояния образования культуре страны. Это очень важная задача, чтобы образование, в том числе высшее, полностью отвечало потребностям общества – его культуры. Сегодня эта проблема стоит очень остро, так как в мире не выстроилась модель университета, адекватная современной культуре. Поэтому высшее образование не всегда бывает результативным. Всего за всю историю человечества было создано четыре модели университета: схоластическая (ее еще называют теологическая), антропоцентрическая, естественнонаучная (также называют технократическая), социоцентристская. Предшественником университета считается Афинская философская школа в Древней Греции.

Модели университетов:

Схоластическая (теологическая) модель университета – наиболее ранняя модель университета, появилась в XII веке в Италии в Болонье – 1158 год. Затем был открыт университет в Оксфорде, в 1209 году в Кембридже, в 1215 – Сорбонский университет в Пари же, в 1289 году в Монпелье, в 1348 году – Карлов университет в Праге и т. д. Это модель университета соответствовала культуре европейского Средневековья. Обучение велось под воздействием христианской, прежде всего католической идеологии. В России теологической модели университета не было, так как первый университет был открыт в Санкт-Петербурге в 1725 году, а в Москве в 1755 году.

Антропоцентрическая модель университета возникла в эпоху Европейского Возрождения – с XV века. Она соответствует новой культуре – эпохи Возрождения (Ренессанса). Постепенно ведущая роль католической идеологии исчезает, и в центре обучения становится человек, гуманистические идеалы.

Естественнонаучная (технократическая) модель университета связана с культурой Нового времени, которое приходится на XVII век (отдельные историки считают XVIII век). Этот тип университета связан с предстоящей в ХХ столетии научно-технической революцией. Для этой модели университета характерно усиление роли дисциплин естественнонаучного цикла и точных наук: физики, химии, математики и др. С последних десятилетий XIX века, в связи с бурным ростом промышленности главную роль начинают играть инженерные специальности. Кульминация в развитии Технократической модели университета приходится на середину ХХ столетия. Тогда, особенно в 1960-е годы начинается бурный спор между «физиками и лириками».

Социоцентристская модель университета возникла в России в результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Она развивалась в течение нескольких десятилетий под сильным воздействием коммунистической идеологии. Она давала очень сильные профессиональные знания в сочетании с изучением теории и практики марксизма-ленинизма. Эта модель просуществовала в бывшем Советском Союзе и странах центральной Европы до распада СССР и социалистического лагеря в 1992 году и смены общественного строя. В КНР эта модель существует и ныне, сочетая в том числе и черты национальной китайской культуры.

Сегодня мир, в том числе и Россия, ищет новую модель университета, которая бы соответствовала современному состоянию культуры. Ясно одно, что технократическая модель университета не соответствует ей. Нужен более высокий вес гуманитарных дисциплин. Выдвинута гипотеза, что новая модель университета должна сочетать лучшие черты предыдущих моделей университета.

Информационно-технологический аспект связан с активным внедрением в современное образование мультимедийных технологий, грамотным пользованием интернет-пространством, аудио- и видеоаппаратурой, телевидением и другими экранными жанрами. В том числе важную роль играют научно-документальные киноленты.

Социальный аспект связан с тем, чтобы высшее образование соответствовало тем требованиям, которые предъявляет к нему общество с его политическим строем. В советской России (СССР) существовала лучшая в мире система образования, в том числе высшего образования. В 1990-е годы, в связи со сменой общественно-государственного строя она была во многом уничтожена. Возник целый ряд проблем. Одна из важнейших – потеря прежнего престижа преподавателя высшей школы и ученого. В результате талантливая молодежь (особенно мальчики) не охотно идет преподавать в университет и заниматься наукой. Тем более, что занятие наукой в современных условиях становится дорогостоящим делом. Другая серьезная проблема: снижение уровня подготовки в средних школах. А это – потенциальные абитуриенты высших учебных заведений. Трудности ожидают молодых специалистов при устройстве на работу. Раньше существовала система распределения на работу после окончания высшего и среднего специального учебного заведения. То есть молодому человеку была гарантирована работа, и он должен был отработать по распределению три года, где закреплял полученные знания и становился настоящим профессионалом. Сейчас каждый устраивается на работу сам. Очень много выпускников трудится не по специальности. 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

1.    Общегуманитарные и профессиональные проблемы.

2.    Высшее образование: удовлетворение духовной потребности человека или «услуга»? От решения этого вопроса зависит отношение и студентов и преподавателей к высшему образованию.

3.    Теория и практика в образовании. Их надо гармонично сочетать.

4.    Профессионализм и этический критерий – обязательные стороны образования.

5.    Реформы сегодня. Болонский процесс, в чем его значение. Альтернатива болонской структуре образования (бакалавриат – магистратура) – специалитет.

6.    Проблема глобализации заключается прежде всего в том, чтобы не потерять свою национальную идентичность, сочетая ее с новейшими мировыми достижениями в образовании.

7.    Традиционные и инновационные подходы в образовании

8.    Креативность в образовательном процессе.

9.    Информационные технологии в образовании.

10. Вопросы авторского права преподавателя.

11. Государственные и негосударственные высшие учебные заведения.

12. Разработка учебных планов и стандартов в образовании.

13. Последние научные достижения в образовании.

14. Организация самостоятельной работы студента.

15. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.

16. Проблема реинтерпретации научных знаний и их адаптация для высшей школы.

17. Воспитания культуры мышления и языковой культуры.

Тема 8. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

1.Разновидности научных конференций как основной формы развития современной науки. Их значение, принципы отбора проблематики; методика организации.

Нау́чная конфере́нция (англ. academic conference) — форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы. Обычно заранее (в информационном письме либо стендовом объявлении) сообщается о теме, времени и месте проведения конференции. Затем начинается сбор тезисов докладов и иногда организационных взносов. По своему статусу научная конференция занимает промежуточное положение между научным семинаром и конгрессом. Научно-теоретическая конференция имеет множество разновидностей. Основные виды конференций:

·       Научно-практическая конференция

·       Научно-техническая конференция

·       Научно-исследовательская конференция 

К особому виду относятся «Персональные» научные конференции, посвященные какой-то выдающейся личности. Научные «чтения» как жанр научной конференции посвящаются изучению какой-то проблемы и проходят много раз через определенное количество времени (раз в год, раз в два года и т. д.).

Конференции по вопросам педагогики, в том числе музыкальной. Комплекс мероприятий данных конференций, их методический и психолого-познавательный аспект.  

2. Периодические научные издания. Жанровое и проблемное разнообразие журналов и сборников по музыкальной науке и музыкальному образованию. Рецензируемые журналы ВАК – высшей аттестационной комиссий в России, которая отвечает за присвоение научных степеней и званий. Журналы, рецензируемые ВАК, читают во всем мире. В России также ценятся издания РИНЦ, то есть входящие в российский информационный научный центр. В мировой науке сегодня высоко ценится ,индекс Хирша и др. Научно-исследовательские жанры для периодики. Музыкальная журналистика, научная популяризация, музыкальная критика.  

3. Диссертация как ведущий научно- исследовательский жанр. Защита диссертаций в России и за рубежом. В России наиболее сложный процесс защиты диссертации. Он имеет две ступени: 1) защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, 2) защита диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Иностранцы, защитившие в России кандидатскую диссертацию, за рубежом приравниваются к докторам наук. 

4. Крупные исследовательские жанры не диссертационного статуса: научные монографии (в том числе коллективные), исследования, исследовательские очерки, научные статьи в научных сборниках/журналах. Формы опубликования (бумажная, электронная), роль издательства, рецензирования. Депонирование научной рукописи. 

5. Центры научных исследований. Академии наук – государственные и негосударственные, научно-исследовательские институты (отделы), высшие учебные заведения. В России Академия наук была организована в Санкт-Петербурге в 1724 году.

ТЕМА 9. Мультимедийные технологии в музыке 

Многообразие трактовок термина «мультимедиа». Влияние мультимедийных технологий на художественное творчество и педагогику. Обновление инструментария, появление новых тембров, жанров и направлений в искусстве. Трансформация академических музыкальных жанров. Эволюция экранных искусств, их влияние на музыкальное творчество и образование.

Изучение интерактивной среды, появление профессии режиссера мультимедиа, ее информационная многомерность (научные исследования и обобщение педагогической деятельности Н. Дворко). Основные жанры мультимедийного искусства. Роль музыки и звукового дизайна в развитии искусства интерактивной среды.

Первые электронные музыкальные инструменты. Начало эры электроакустической музыки. Художественные перспективы. Роль компъютерных технологий и синтезаторов в организации творческого процесса композитора (методы Я. Ксенакиса, Э. Артемьева, В. Ульяничева и др.). 

ТЕМА 10. Перспективы мультимедийных технологий

В музыковедении и музыкальном образовании

 

Преобразование музыкальной педагогики под влиянием мультимедийных (компьютерных) технологий. Новые технические уровни аудиозаписей. Включение новых приемов визуализации в академические дисциплины. Роль РС в оптимизации учебного процесса и других форм приобщения к знаниям. Появление новых проблем в педагогике.

Вопросы подготовки специалистов нового профиля (режиссер мультимедиа, музыкальные звукорежиссеры разных специализаций и др.).

Разработка новых предметов учебного цикла, обновление методов преподавания. Отражение новаций в материалах Международных научно-практических конференций. 

Дальше будут практические занятия № 2 и № 4. Все материалы см. далее: 

Практические занятия со студентами КНР будут проводиться еженедельно по пятницам с 24.04.

Все задания нужно иллюстрировать аудио- и видео-записями. Презентации делать только на русском языке.

При подготовке презентации проверьте, чтобы Ваша компьютерная программа поддерживалась нашим компьютером. В противном случае приносите свой ноутбук. По телефонам демонстрация презентаций не подходит.

Первые две встречи посвящены следующей теме: 

Задание 2. Тема: «Интерпретация и реинтерпретация в искусстве» (проработка вопроса 1 «Основная проблематика современной науки»

Привести два примера интерпретации: в музыкальном исполнительском искусстве и в композиторском творчестве.

Для подготовки задания об интерпретации в музыкальном исполнительском искусстве надо подобрать и показать два примера, когда два музыканта исполняют одно и то же произведение (но на одном инструменте). Обязательно прокомментировать, чем их исполнение отличается друг от друга.

Пример интерпретации в композиторском творчестве предполагает подбор двух примеров, когда композиторы (или один композитор) обращаются к одному и тому же жанру, сюжету и т. д. Композитор интерпретирует литературный сюжет, тему, стихи, жанр, музыкальную форму и т. д.

Подобранные примеры также надо прокомментировать. Пояснить, чем одна интерпретация отличается от другой.

На последующих встречах поднимаются следующие темы: 

Задание 4. Тема: «Мультимедийные технологии в музыке. Перспективы мультимедийных технологий в музыкознании и музыкальном образовании» (проработка теоретических вопросов 9, 10)

 Информационные технологии в музыкальном творчестве, музыкальной науке и музыкальном образовании.

Надо подобрать, показать и прокомментировать 2 примера: один – когда используются компьютерные технологии, электроакустические музыкальные инструменты в музыкальном произведении, второй – когда они применяются в музыкальной педагогике. Не надо читать лекций из интернета о роли мультимедийных технологий. Не подходят примеры поп- и рок-групп. Подбираем только примеры из творчества академических музыкантов или третьего направления: К. Штокхаузена, Э. Вареза, А. Королёва, Э. Артемьева, Г. Фиртича и др. Можно представить пример из музыкального оформления кинофильма.

Теоретический материал есть в статье: Овсянкина Г., Шитикова Р. Новые информационные технологии в музыкальном искусстве, науке и образовании // Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен. СПб., 2010. Часть 1, с. 189-203. (Сборник есть у нас библиотеке и на кафедре).

Студенты РФ. Практические занятия № 7 - 12. 

Тема 7.     Массовая музыкальная культура. Круг проблем

Для представления об общем содержании этой темы изучить тему 9 из программы по данной дисциплине, опубликованной в учебном пособии «Музыкально-компьютерные технологии». – СПб.: Союз художников, 2005. 

Литература

1.    Казанцева О.П. Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес // Природное и культурное наследие, междисциплинарные исследования, сохранение и развитие / РГПУ им. А.И. Герцена, факультет географии. – СПб., 2012. – С. 162–166. Электронная версия на сайте журнала «Педагогика Культуры» за 2013 г.

2.    Казанцева Л.П. Академическое музыкальное искусство в современной отечественной культуре // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8. – Часть 6. – С. 1471–1475. Электронная версия журнала: www.fr.rae.ru  

3.      Цукер Г.М. Массовая музыкальная культура и современное музыкознание // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Международная научная конференция 30 октября – 1 ноября 2007 года. – М.: РАМ им. Гнесиных. (Распечатка статьи сделана на кафедре).

4.      Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. – М.: Музыка, 1994.

5.      Конен В.Д. Рождение джаза. М.: Сов. композитор, 1984.

6.      Сыров В. Европейский контекст в джазе // "Свое" и "чужое" в европейской культурной традиции. Нижний Новгород, 2000.

7.      Сыров В. Рок и проблемы культурно-стилевой интеграции // Искусство ХХ века. Уходящая эпоха? Н. Новгород, 1997.

8.    Сыров В. Рок и классическая музыка // Музыкальная академия, 1997, №2

9.    Сыров В. Негритянский блюз и ладовое мышление рока // Музыкальная академия. 1996, № 3-4.

10. Сыров В. Парадоксальные миры Джона Леннона // Искусство ХХ века: Парадоксы смеховой культуры. Нижний Новгород, 2001.

11. Сыров В.Н. Старые и новые реалии массовой музыкальной культуры // История отечественной музыки второй половины ХХ века: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Композитор, 2005.

12. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке: Автореф. ..дис… д. искусств. – М., 1982.

13. Андреев Е. Композиционные модели классического рока (на материале творчества группы The Doors): Автореферат дис. … канд. искусств. – Харьков, 2014.

14. Уварова Л.И. Статьи по массовой музыкальной культуре. Электронные версии в журнале «Педагогика Культуры».

Тема 8.     Художественный авангард в искусствоведческой науке

 

Для представления об общем содержании этой темы изучить тему 11 из программы по данной дисциплине, опубликованной в учебном пособии «Музыкально-компьютерные технологии». – СПб.: Союз художников, 2005.

Литература

1.      Папенина А.Н. Музыкальный авангард середины ХХ века и проблемы художественного восприятия. - СПб., 2008. (Книга продается на кафедре - № 310). Можно работать по автореферату этого автора. Автореф. дис. … канд. искусств. – СПб., 2006.

2.      Литвих Е.В. Концепция серийной формы Антона Веберна и русский художественный авангард: Автореф. дис. … канд иск. – Саратов, 2009. (Можно обратиться к статьям этого автора в сб-ке «Музыкальная культура глазами молодых ученых», РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. Есть в библиотеке. Или «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», 2009. Есть электронная версия).

3.      Цвет в искусстве авангарда: Сборник статей. – СПб., 2011. (Есть экземпляр в библиотеке)

4.      См. другую литературу по музыкальному авангарду: А. Воробьева, М. Переверзевой, Р. Куницкой и др. 

 

Тема 9.     Проблемы музыкального содержания в науке и образовании

 

Для представления об общем содержании этой темы изучить тему 14 из программы по данной дисциплине, опубликованной в учебном пособии «Музыкально-компьютерные технологии». – СПб.: Союз художников, 2005. 

Литература

1.            Казанцева Л. П. Основы музыкального содержания: Учебное пособие. Астрахань, 2009, Изд. 2-е, испр. 368 с. (1 часть, основные понятия. Книга есть у нас в библиотеке и на кафедре).

2.            Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: Учебное пособие. Астрахань: Волга, 2009. 360 с. (1 часть, основная. Посмотреть сайт лаборатории музыкального содержания в Волгограде)

3.            Статьи из сборников «Музыкальной содержание» / ред. Л.П. Казанцева. Вып. 1–3. Волгоград, 2012–2016. (Есть экземпляры для продажи на кафедре.)

4.            Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Москва-Уфа, 2002. С. 55–76.

5.            Холопова В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М.: Прест, 2002. 28 с. (статьи В. Н. Холоповой есть в интернете)

6.            Холопова В. Н. Икон. Индекс. Символ // Муз. академия. 1997. № 4 С. 159–162.

7.            Давыдова С. А. Предмет «музыкальное содержание» в аспекте герменевтики (начальная педагогика): Автореф. … канд. п. н. (есть в библиотеке и в сети Интернет). СПб.. 2011. (Основные понятия, гл. 2, 3).

8.            Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2006. 432 с.

 

Тема 10.     Вопросы музыкальной семантики

 

Для представления об общем содержании этой темы изучить тему 13 из программы по данной дисциплине, опубликованной в учебном пособии «Музыкально-компьютерные технологии». – СПб.: Союз художников, 2005.

Литература

1.      Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2001. 224 с. (Последняя часть, посвященная музыкальной эстетике. Там есть глава об основных понятиях музыкальной семантики. Книга есть в нашей библиотеке).

2.      Шаймухаметова Л. Н. О лаборатории музыкальной семантики // Горизонты музыкознания. 2011. №. 2. С. 18.  Эл. вар. / http // www: lab.-ms.narod.ru

3.      Шаймухаметова Л. Н. О концепции и научных разработках проблемной лаборатории (2-3 доклада).

4.      Шаймухаметова Л. Н. Мигрирующая интонационная формула как феномен как феномен музыкального мышления (2-3 доклада)

5.      Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкального текста // Горизонты музыкознания. 2007. №. 1. (1 часть. С. 31-35. 2-3 доклада). Эл. Вар./ http // www: lab.-ms.narod.ru

N. B. Все предлагаемые работы Л. Н. Шаймухаметовой даны в распечатке. 

Тема 11.     Вопросы музыкального языка 

Для представления об общем содержании этой темы изучить тему 13 из программы по данной дисциплине, опубликованной в учебном пособии «Музыкально-компьютерные технологии». – СПб.: Союз художников, 2005.

Литература

1.    Бонфельд М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства. СПб.: Композитор, 2006. 662 с. (1 часть. Общая характеристика части). Конспективный вариант книги есть на кафедре.

 

2.    Арановский М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 343 с. (Общая характеристика 1 части)

3.    Денисов А. В. Музыкальный язык: Структура и функции. СПб.: Наука, 2003. 204 с. (Общая характеристика исследования. Книга есть в библиотеке).

 

Тема 12.      Мультимедийные технологии в музыкальном творчестве, науке и образовании

 

Для представления об общем содержании этой темы изучить тему 16 из программы по данной дисциплине, опубликованной в учебном пособии «Музыкально-компьютерные технологии». – СПб.: Союз художников, 2005.

Литература

1.    Овсянкина Г.П., Шитикова Р.Г. Новые информационные технологии в музыкальном искусстве, науке и образовании // Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен. II Международная научно-практическая конференция 10–12 декабря 2009 года – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. –  С. 183–208.

(Есть у нас в библиотеке и на кафедре. По статье – 3 доклада).

2.    Красильников М. Электронные музыкальные инструменты: Учебное пособие. Екатеринбург, 2009.

3.    Овсянкина Г.П. Глеб Май о компьютерных технологиях в музыке // Музыкальная жизнь. – 2013.- № 2 (1131). –  С. 48-50.

N.B. Расширенный вариант этой статьи: «…Современные технологии для нас — воистину спасение». Беседа с композитором Глебом Маем // Музыка и электроника. Образовательный журнал. – М. – 2014. - № 1. - С. 2-5.

4.      Овсянкина Г.П. Интернет-технологии в учебном процессе: положительные и отрицательные стороны // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (14 – 15 апреля 2014 года) / ред.-сост. Б.С. Рачина. – Вып. 9. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 13 – 19. (Сборник есть у нас в библиотеке и на кафедре.)

 

 

 


 

  

 


                                                   


Преподаватель курса: Овсянкина Галина Петровна