Модуль "Методический" Введение в профессию
Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства, ее функции- преподавательская, научно-методическая и культурно-просветительская работа, которая направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами искусства. Педагог как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Специфика его подготовки. Функции педагога-художника. Характеристика базовых функций художественно-педагогической деятельности педагога (целеполагание, планирование, организация, координирование, регулирование, мотивация, учет, анализ и контроль деятельности и др.).
Учитель изобразительного искусства – профессионал хорошо владеющий рисунком, живописью, композицией, разнообразными техниками декоративно-прикладного искусства, знать историю искусств, педагогику и психологию. Учитель изобразительного искусства должен владеть передовыми технологиями, направленными на творческое саморазвитие личности учащихся, осознанное приобретение ими личного опыта понимания и переживания искусства, навыков изобразительной деятельности. Он знает предмет, основные положения педагогики, психологии, физиологии, и понимание закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Учитель постоянно работает над собой, овладевает новыми методиками, изучает передовой опыт. Преподавание становится искусством, когда педагог проявляет интуицию, умеет перестроить учебный процесс в связи с неожиданно возникшей ситуацией, творчески подходит к делу.
Знает современные технологии развития личности учащегося на занятиях изобразительным искусством, включающие организацию образовательного пространства художественными средствами, создание эмоционально-благоприятной атмосферы на уроке, психологическую поддержку, диалогичность общения учителя с учениками, ценностное отношение к личностному опыту учащегося в изобразительной деятельности и др. Значение уроков изобразительного искусства имеют огромное значение в развитии у детей художественного вкуса. Знакомство учащихся с основными принципами эстетики, использование шедевров изобразительного искусства, соответствие рисунков, вылепленных фигурок и изделий ДПИ критериям красоты. Профессионально-педагогическая готовность учителя к развитию творческого мышления, практических задач, которые решает учитель, являются задачами комплексными и многосторонними.
Творчески мыслящий учитель умеет в случае необходимости быстро переключиться с одного способа действий на другой, разнообразить способы обучения, быстрее находить новые пути решения разного рода учебно-воспитательных задач, контролировать и оценивать процесс и результаты мыслительной деятельности учащихся. Осуществляет прямого и косвенного руководства познавательной и творческой деятельностью учащихся: демонстрирует наглядный материал, рассказывает, объясняет, показывает приемы работы, создает проблемные ситуации, наблюдает и контролирует самостоятельную работу детей и др. Реализацация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменение психологического климата в классе, переориентация учебно-воспитательной работы и работы учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Знание методики обучения, отвечающей основным принципам дидактики.
Задача преподавания изобразительного искусства в школе — развитие творческого потенциала личности, эмоциональности, духовности, приобщение школьников к искусству через теоретические знания и практическую деятельность, их эстетическое воспитание. Роль учителя - в приобщении детей к искусству, создание на уроке эмоционально-образной атмосферы познания, поставки цели и организация живого общения между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена чрез чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Создание условий для совершенствования творческого опыта ребенка.