Современные проблемы науки и образования

Курс "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ" подготовлен профессором кафедры философской антропологии и философии науки Дмитриевым Игорем Сергеевичем для бакалавров, обучающихся по направлению 47.04.01 Философия – Философская антропология и философия культуры (магистратура).

Цель курса - ознакомление с историей научного познания и его современной структурой, с основными современными методами научного исследования, с функциями научных теорий и законов, их местом в духовной деятельности нашей эпохи  и проблемами современного образования.

Основные задачи курса:  - раскрытие общих закономерностей возникновения и развития науки, соотношения гносеологических и ценностных подходов в прогрессе научного знания, понимание основных этапов развития науки, выработка представлений о критериях научности и о требованиях, которым должно отвечать научное исследование и его результаты, понимание главных характеристик современной науки и проблем научного образования.
Форма аттестации: в расписании не указана

Форма проведения занятий: занятия будут проводиться в онлайн-формате на платформе Discord (ИФЧ, канал - Ауд. 7)

Связь с преподавателем: isdmitriev@gmail.com

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

Для общей ориентации в материале курса студенты могут использовать пособия:

1. Мамзин А.С., Сиверцев Е.Ю. История и философия науки: учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Мамзина  и Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2014. 360 с. (Серия : Магистр).

2. Никифоров А. Л. Философия и история науки: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018.

В качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие работы:

1. Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 2010.

2. Дмитриев И.С. “Tempus Spargendi Lapides”: размытая структура научных революций // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 189 – 205.

3. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века.  М., 1987.

4. Кузнецова Н. И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России // Вопросы философии, 1989, № 3, с. 49 – 64.

5. Дмитриев И. С., Кузнецова Н. И. Академия благих надежд Москва: Новое литературное обозрение, 2019.

6. Дмитриев И. С. Ученые во времена Третьего рейха (карьерная траектория Питера Дебая // Социология науки и технологий, 2019. Том 10, № 3. С. 7 – 28.

7. Дмитриев И. С. Protected space человека науки: исторический аспект (карьерные траектории М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева) // Там же. 2018. Том 9, № 3. С. 30 – 50.

8. Дмитриев И. С. Чисто английская карьера (почему английские интеллектуалы XVII века стали изучать природу?) // Там же. 2017. Том 8, № 4. С. 9 – 27.

9. Шиповалова Л. В. Дмитриев И. С. Биргер П. А., Куприянов В. А. Наука: Испытание эффективностью. СПб.: Фонд развития конфликтологии, Коллективная монография 2016.

10. Шиповалова Л. В. Дмитриев И. С. Биргер П. А., Куприянов В. А. Научная эффективность в работе: инструмент или оружие. Коллективная монография СПб., Фонд развития конфликтологии, 2017.


Преподаватель курса: Дмитриев Игорь Сергеевич