Современные проблемы науки и образования
Курс "СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ" подготовлен профессором кафедры философской антропологии и философии науки Дмитриевым Игорем Сергеевичем для бакалавров, обучающихся по направлению 47.04.01 Философия – Философская антропология и философия культуры (магистратура).
Цель курса - ознакомление с историей научного познания и его современной структурой, с основными современными методами научного исследования, с функциями научных теорий и законов, их местом в духовной деятельности нашей эпохи и проблемами современного образования.Основные задачи
курса: - раскрытие общих закономерностей возникновения и развития науки,
соотношения гносеологических и ценностных подходов в прогрессе научного знания,
понимание основных этапов развития науки, выработка представлений о критериях
научности и о требованиях, которым должно отвечать научное исследование и его
результаты, понимание главных характеристик современной науки и проблем научного образования.
Форма аттестации: в расписании не указана
Форма проведения занятий: занятия будут проводиться в онлайн-формате на платформе Discord (ИФЧ, канал - Ауд. 7)
Связь с преподавателем: isdmitriev@gmail.com
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:
Для общей ориентации в материале курса студенты могут использовать пособия:
1. Мамзин А.С., Сиверцев Е.Ю. История и философия науки: учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Мамзина и Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2014. 360 с. (Серия : Магистр).
2. Никифоров А. Л. Философия и история науки: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018.
В качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие работы:
1. Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 2010.
2. Дмитриев И.С. “Tempus Spargendi Lapides”: размытая структура научных революций // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 189 – 205.
3. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987.
4. Кузнецова Н. И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России // Вопросы философии, 1989, № 3, с. 49 – 64.
5. Дмитриев И. С., Кузнецова Н. И. Академия благих надежд Москва: Новое литературное обозрение, 2019.
6. Дмитриев И. С. Ученые во времена Третьего рейха (карьерная траектория Питера Дебая // Социология науки и технологий, 2019. Том 10, № 3. С. 7 – 28.
7. Дмитриев И. С. Protected space человека науки: исторический аспект (карьерные траектории М. В. Ломоносова и Д. И. Менделеева) // Там же. 2018. Том 9, № 3. С. 30 – 50.
8. Дмитриев И. С. Чисто английская карьера (почему английские интеллектуалы XVII века стали изучать природу?) // Там же. 2017. Том 8, № 4. С. 9 – 27.
9. Шиповалова Л. В. Дмитриев И. С. Биргер П. А., Куприянов В. А. Наука: Испытание эффективностью. СПб.: Фонд развития конфликтологии, Коллективная монография 2016.
10. Шиповалова Л. В. Дмитриев И. С. Биргер П. А., Куприянов В. А. Научная эффективность в работе: инструмент или оружие. Коллективная монография СПб., Фонд развития конфликтологии, 2017.