История мировой художественной культуры (Шарнина А.Б.)
«Культура» - слово латинского происхождения, восходит к слову colo, colui, cultum, colere – «возделываю». Этот глагол относился, прежде всего, к сфере земледелия. Но древние мыслители именно с распространением земледелия связывали возникновение цивилизации, культуры. Для понимания древней культуры очень важен ещё один аспект этого слова. От этого глагола происходит и слово «культ». Таким образом, культура имеет свои корни с одной стороны в земледелии, с другой – в религии.
Cultura – возделывание; земледелие; воспитание, образование, развитие, поклонение. Почитание.
В широком смысле оно включает и образ жизни, бытовую культуру и пр. Но в данном случае речь идет о художественной культуре, которое тоже достаточно широкое понятие: это и музыка, театр, и живопись, скульптура, архитектура. Естественно, каждое из них требует отдельного как минимум курса.
Художественная культура - одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллект - чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. (Энциклопедия).
Определение искусства очень трудно. На него влияет время, место, культурная среда того, кто дает это определение.
Но это не означает, что к истории культуры нужно подходить как к какому-то единому, целенаправленному процессу, идущему в прогрессивном направлении. Как правило, историю искусства излагают именно в таком ключе. Но если придерживаться такой точки зрения, что искусство развивалось в прогрессивном направлении и совершенствовалось с веками, то тогда придется признать, что современное искусство – это высшая вершина. Однако это представление довольно спорное. Не все, скажем осторожно, любители искусства согласятся с этим.
Важно отдавать себе отчет, что в каждом виде искусств: литература, живопись, скульптура и т.д. было большое разнообразие течений, направлений, стилей.
На протяжении веков менялись критерии понятия красоты, взгляды на цели искусства, и произведения искусства оценивались исходя из тех или иных установок. Влияние идеологии на отношение к тем или иным течениям в искусстве, к художникам. В советское время отвергались все направления, которые не считались реалистическими. И возвеличены были, например, передвижники. Так называемый «социалистический реализм». Параллельно в Германии, Италии также подвергались резкой критике и даже гонениям представители «упадочнического искусства». Удивительное сходство архитектуры в СССР, Германии, Италии, естественно, при наличии своих местных особенностей. Имперские идеи, массивность, тяжесть форм, указывающая на силу нации.
Реформация и Контрреформация – влияние на идеи общества.
Влияние моды, вкусов тот или иной эпохи. Вкусы со временем меняются, идет переоценка ценностей и то, что нравилось вчера, сегодня подвергается резкой критике. Отношение к памятникам прошлого, например, к старой живописи, также зависит от эстетических и идеологических представлений своего времени. Таким образом, нет устойчивых, постоянных критериев.
Конечно, есть бесспорные авторитеты в разных сферах культуры. Данте, Вольтер в литературе, Леонардо да Винчи в живописи, Микеланджело в скульптуре, но и на них периодически пытаются покуситься радикалы от культуры. Меняются взгляды и оценки также и профессионального сообщества: искусствоведов, художников.
Курс «История мировой художественной культуры» включает лекционные и практические занятия. Задача курса в целом и лекционных занятий в частности, структурировать информацию, обозначить важные направления, тенденции в художественной культуре, взаимосвязь конкретных событий эпохи, общественно - политических и экономических тенденций и художественной культуры, познакомить студентов с творчеством художников, писателей, композиторов, оказавших значительное влияние на развитие культуры. На практических занятиях студент должен научиться анализировать произведения литературы и искусства, вырабатывать собственную точку зрения на художественные явления, грамотно и доступно для слушателей рассказывать о том, что его заинтересовало.