Культурология
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями
ОПК-5 способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан
ПК-1 способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
Обучающийся должен
знать:
- историческую типологию культуры;
- семиотические аспекты культуры;
- закономерности исторического развития общества;
- проблемы культурологии личности;
- специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства.
уметь:
- понимать с позиций исторической культурологии типологические особенности разных эпохальных и локальных культур;
- анализироватать особенности формирования культуры личности;
- анализировать проблемы коммуникации в современной культуре.
владеть:
- методами культурологического исследования различных типов культуры (этнической, региональной, российской, мировой);
- способами типологического анализа крупных исторических эпох (древность, средневековье, Новое время, современность и т.д.);
- методами исследования и проектирования различных форм прикладной культуры;
- способностью к проведению оценки обстоятельств,
которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Место дисциплины в структуре ОПОП:
Модуль «Предметно-содержательный».
Культурология
Средства оценки компетенций
Работа на практических занятиях. Выполнение заданий инвариантной и вариативной самостоятельной работы.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся целесообразно ознакомиться с ее рабочей программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, а также с предлагаемым перечнем заданий. Дисциплина предусматривает лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу. Успешное изучение дисциплины требует посещения лекционных занятий, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, вовлеченность в самостоятельную работу, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Рекомендации по подготовке к аудиторным занятиям
Лекционные занятия
Умение сосредоточенно слушать лекции, активно воспринимать излагаемые сведения – это важнейшее условие освоения данной дисциплины. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить материал. Поэтому в ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращая внимание на самое важное и существенное в нем. Имеет смысл оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, замечания, дополнения. Необходимо помнить, что вся полученная информация должна быть систематизирована для дальнейшего решения исследовательских задач.
Практические занятия
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях. При этом важно учитывать рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Важно также опираться на конспекты лекций. В ходе занятия важно внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы, активно участвовать в обсуждении изучаемых вопросов. Поскольку выступления в рамках данной дисциплины касаются различных концепций культуры, необходимо готовить выступления по персонологическим аспектам культурологии. Обучающийся в ходе подготовки и выступления должен показать, что он готов использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области культурологического образования и профессиональной деятельности.
Организация внеаудиторной деятельности обучающихся
Внеаудиторная деятельность обучающегося по данной дисциплине предполагает самостоятельный поиск информации, необходимой, во-первых, для выполнения заданий самостоятельной и, во-вторых, подготовку к текущей и промежуточной аттестации. Успешная организация времени по усвоению данной дисциплины во многом зависит от наличия у обучающегося умения самоорганизовать себя и своё время для выполнения предложенных домашних заданий. В ходе лекционных занятий преподаватель анализирует различные проблемы культурологии и их освещение в концепциях зарубежных и отечественных ученых. Вследствие этого обучающиеся должны самостоятельно освоить концепции культуры в трудах наиболее крупных ученых. И далее применять их в области культурологического образования и профессиональной деятельности.
Подготовка к экзамену
Прежде всего нужно помнить, что данная дисциплина является базовой в системе высшего образования и предусматривает проведение экзамена. В экзаменационный билет включены вопросы по теоретической и исторической культурологии, а также вопросы прикладной культурологии и культурологии личности. В процессе подготовки к экзамену обучающемуся рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы все виды работ и заданий, предусмотренные рабочей программой, были выполнены в срок. Основное в подготовке к экзамену - это повторение всего материала учебной дисциплины. В дни подготовки необходимо избегать чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуя труд и отдых. При подготовке к сдаче экзамена старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к экзамену целесообразно повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, заданий, которые выносятся на экзамен.