Задание для работы на семинаре

Пятая республика и события «Красного мая» во Франции

 

Задания для самостоятельной работы

Задание №1: Составить развернутый план-конспект устного ответа на вопрос «Режим Пятой республики и политическая деятельность Шарля де Голля»

Задание №2: Подготовить письменное сообщение «Социально-экономическое развитие Франции в 1950-60-е гг.»

Задание №3: Написать эссе на тему «Французское высшее образование и французское студенчество накануне событий весны 1968 г.»

Задание №4: На основе изучения источников и литературы составить таблицу «Красный май 1968 г. и его уроки»

Причины и предпосылки

 

Основные действующие лица

 

Основные события

 

Результаты

 

Уроки

 

 

Цели выполнения заданий:

1) изучение особенностей функционирования Пятой республики во Франции и политического режима Шарля де Голля;

2) выявление причин, обстоятельств и последствий молодежного протеста 1968 г.;

3) совершенствование навыков работы с первоисточниками и научной литературы, умения составлять план устного ответа;

4) развитие умения делать выводы и обобщения на основе изучения научной литературы. 

Методические подсказки: 

Задание №1 направлено на изучение политического режима, сформировавшегося во Франции после падения в 1958 г. Четвертой республики. Для этого чрезвычайно важно проанализировать конституцию Пятой республики, а также составить целостное представление о голлизме как доминирующем идеологическом течении той поры. Ключевые положения голлизма предполагали возрождение авторитета Франции на международной арене, построение сильного государства через укрепление исполнительной власти, а также сплочение нации через социальные реформы и перераспределение национального дохода. Целесообразно познакомиться с мемуарами де Голля, в которых представлено его видение политического руководства.  

Задание №2 предполагает выявление особенностей социально-экономического развития Франции в 1950-60-е гг., ставшие настоящей эпохой «просперити». Масштабное социальное реформирование, субсидирование научно-технических разработок, бурное развитие т.н. «новых отраслей» экономики, активное участие в процессе европейской интеграции стали неотъемлемыми чертами развития французской социально-экономической сферы. Тем не менее, даже бурное экономическое развитие не смогло предотвратить масштабный протест 1968 г., основной движущей силой которого стали студенты.

Задание №3 ориентировано на изучение французской системы высшего образования и общественно-политических взглядов французских студентов. В этой связи чрезвычайно важно выявить степень влияния на студентов идеологии «новых левых» (Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер и др.), коммунистических и анархических идей. Целесообразно познакомиться с книгой Г. Маркузе «Одномерный человек», в которой наиболее полно выражены взгляды «новых левых».

Задание №4 призвано реконструировать обстоятельства майских событий 1968 г., знаменовавших собой масштабный кризис голлизма. Студенты, рабочие, госслужащие в ходе майских событий наряду с социально-экономическими требованиями выдвигают и политические, призванные изменить режим, сформировавшийся при Ш. де Голле. Гренельские соглашения и проведение общенационального референдума стали попыткой власти провести реформы, которые, однако, закончились безрезультатно.

Образец выполнения задания:

Задание №1: План-конспект на вопрос «Режим Пятой республики и политическая деятельность Шарля де Голля»

1.      Причины и обстоятельства падения режима Четвертой республики

2.      Шарль де Голль – национальный герой Франции

3.      Голлизм как политическое течение

4.      Конституция Пятой республики

5.      Особенности президентской республики

6.      Политический кризис 1962 г.

Задание №2: Письменное сообщение «Социально-экономическое развитие Франции в 1950-60-е гг.»

Франция в 1950-60-е гг. занимала 4-5 место в мире по основным макроэкономическим показателям. Наиболее быстрыми темпами развивались такие отрасли, как энергетика, химическая, автомобилестроение, индустрия красоты и моды.

Задание №3: Написать эссе на тему «Французское высшее образование и французское студенчество накануне событий весны 1968 г.»

Особенности французского студенчества прекрасно показаны в мировом кинематографе. Например, в провокационном фильме Б. Бертолуччи «Мечтатели» (2003 г.), в котором прекрасно продемонстрирован протест против «мещанского», «буржуазного» общества со стороны молодежи.       

Задание №4: На основе изучения источников и литературы составить таблицу «Красный май 1968 г. и его уроки»

Причины и предпосылки

1)      Необходимость углубления социальных реформ

2)      Необходимость реформирования образовательной системы

3)      Представления об авторитарном режиме Ш.де Голля

Основные действующие лица

 

Основные события

 

Результаты

 

Уроки

 

 

Ресурсы для выполнения заданий:  

Полнотекстовая версия источников и литературы находится в соответствующих папках. 

Источники:

Голль Ш. де На острие шпаги / Пер. с фр. О. Дубицкой. М.: Европа, 2006. 226 с.

Голль Ш. де Мемуары надежд: Обновление 1958-1962 / Пер. с фр. Ю.В. Дубинина. М.: Прогресс, 2000. 337 с.

Маркузе Г. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003. 331 с.

Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. М.: АСТ, Астрель, 2011. 384 с.

Французская республика. Конституция и законодательные акты / Под ред. В.А. Туманова. М.: Прогресс, 1989. 445 с. 

Литература:

Арзаканян М.Ц. Генерал де Голль на пути к власти. М.: Прогресс-традиция, 2001. 261 с.

Арзаканян М.Ц. История Франция. М.: Дрофа, 2005. 481 с.

Борисов Ю.В. Де Голль и США: 40-60-е годы XX века // Новая и новейшая история. 2008. №1. С. 27-48.

Карпантье Ж., Лебрен Ф. История Франции. СПб., 2008. 605 с.

Курлански М. 1968 год, который потряс мир / М. Курлянски. М.: ВКТ, 2008. 541 с.

Максимов В. Де Голль и голлисты. "Коннетабль" и его соратники. М., 2014. 800 с. 

Семенов А.Л. Левое студенческое движение во Франции (1956-1968). М.: Наука, 1975. 189 с.  

Семенов А.Л. Май 1968 г. во Франции: 30 лет спустя // Карло Росселли и левые в Европе: к 100-летию со дня рождения. М.: ИВИ РАН, 1999. С. 150-156. 

Сидоров А. Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг. ХХ в.). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2006. 102 с.

Смирнов В.П. Франция в XX веке. М.: Дрофа, 2001. 352 с.


Последнее изменение: Четверг, 31 Март 2016, 12:00