Задание для работы на семинаре

Задания для самостоятельной работы (с последующим их обсуждением на семинарском занятии)

Задание №1: На основе изучения научной литературы составить развернутый план устного ответа на вопрос «Социально-экономическое и политическое развитие Латинской Америки в 1950-70-е гг.».

Задание №2: Прочитать сборник документов «Фидель Кастро. Избранные произведения, 1952-1986 гг.» и монографию В.А. Бородаева «Кубинская революция и становление новой политической системы, 1953-2006 гг.» для последующего коллоквиума по теме «Кубинская революция 1959 г. и особенности кубинской модели социализма».

Задание №3: На основе изучения источников и научной литературы составить хронологическую таблицу «Чилийская революция 1970-1973 гг. Установление диктатуры А. Пиночета».

Задание №4: Подготовить мультимедийную презентацию, посвященную одному из латиноамериканских революционеров – Фидель Кастро, Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Альфредо Гевара, Орландо Боррего и др. (по выбору студентов).   

Цели выполнения заданий:

1) осмысление основных тенденций социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в 1950-1970-е гг.;

2) изучение причин, хода и последствий революций на Кубе и в Чили;

3) совершенствование навыков работы с источниками и научной литературы, развитие умений составлять план устного ответа, заполнять хронологическую таблицу и использовать информационные технологии для осмысления исторического процесса.

Методические подсказки: 

Выполнение задания №1 предполагает самостоятельное выделение студентами основных социально-экономических и политических тенденций развития стран Латинской Америки в 1950-70-е гг. Особое внимание необходимо уделить процессу импортозамещающей индустриализации, характерному для большинства стран региона, а также оценке финансовых и торговых отношения латиноамериканских государств с США. В контексте политической истории целесообразно обратиться к изучению национал-реформизма, наиболее ярко проявившегося в Бразилии при президенте Ж. Варгасе и Аргентине при Х.Д. Пероне. История возникновения и развития Организации американских государств также должна быть рассмотрена в рамках выполнения задания №1.     

Задание №2 ориентировано на изучение одного из наиболее сложных и дискуссионных вопросов при изучении латиноамериканской истории новейшего времени – истории Кубинской революции. Студенты должны самостоятельно изучить речи Фиделя Кастро, прочитать научную литературу по теме и подготовиться к научному коллоквиуму, в рамках которого должны быть получены ответы на следующие вопросы: причины революции, ход событий, социальный состав и численность кубинских революционеров, взгляды лидеров повстанцев (Ф. Кастро, Р. Кастро, Э. Че Гевары), причины победы революционеров. Не менее важно разобраться в специфике кубинской модели социализма и ее трансформации после распада социалистического блока  в конце 1980 – начале 1990-х гг.

Задания №3 направлены на развитие умения составлять хронологическую таблицу на основе самостоятельного изучения источников и научной литературы. Студенты должны  выявить ключевые события Чилийской революции 1970-1973 гг., закончившейся установлением диктатуры А. Пиночета.

В рамках выполнения задания №4 студенты должны подготовить мультимедийную презентацию, посвященную одному из известных латиноамериканских революционеров – Фидель Кастро, Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Альфредо Гевара, Орландо Боррего и др. В презентации необходимо отразить основные вехи биографии выбранного героя, его взгляды и роль в истории.        

Образец выполнения задания:

Задание №1. Примерный вариант развернутого плана на вопрос «Социально-экономическое и политическое развитие Латинской Америки в 1950-70-е гг.»

1.      Положение стран Латинской Америки после Второй мировой войны

1.1. Особенности социально-экономического развития

1.2. Политический ландшафт и возрастание роли армии в политических процессах

1.3. Создание ОАГ

2.      Социально-экономическое положение стран Латинской Америки в 1950-70-е гг.

Задание №3. Хронологическая таблица «Чилийская революция 1970-1973 гг. Установление диктатуры А. Пиночета»

Дата

Событие

Декабрь 1969 г.

Создание блока левых чилийских партий «Народное единство» во главе с С. Альенде

 

Ресурсы для выполнения заданий:  

Полнотекстовая версия источников и литературы находится в соответствующих папках. 

Источники:

Альенде С. История принадлежит нам. Речи и статьи. 1970-1973 гг. М.: Политиздат, 1974.

Кастро Ф. Избранные произведения, 1952-1986 гг. М.: Политиздат, 1986.

Кастро Ф., Рамоне И. Моя жизнь. Биография на два голоса. М., 2009.

Кастро Ф. Кубинская революция - беспримерный подвиг. М., 1988. 

Кастро Ф. Наше дело побеждает: речи и выступления, 1963-1964. М,, 1965.  

 Литература:

Бородаев В.А. Кубинская революция и становление новой политической системы, 1953-2006 гг. М.: МГУ, 2007.

Бразилия: реформы и прогресс / Отв. ред. А.Н. Глинкин. М., 1997.

Бушуев В.Г. Латинская Америка – США: революция и контрреволюция. М.: Международные отношения, 1987.

Гавриков Ю.П. Фидель Кастро: неистовый команданте Острова свободы. М.: Вече, 2006.

Гавриков Ю.П. Че Гевара: Последний романтик революции. М.: Вече, 2004.

Григулевич И.Р. Сальвадор Альенде. М., 1975. 

История Латинской Америки: Вторая половина XX века. М.: Наука, 2004.

Королев Ю.Н., Кудачкин М.Ф. Латинская Америка: революция XX века. М.: Политиздат, 1986.   

Леонов Н.С., Бородаев В.А. Фидель Кастро: Политическая биография. М.: ТЕРРА, 2003.

Макарычев М.А. Фидель Кастро: жизнь и деятельность. М., 2008. 

Мартынов Б.Ф. История международных отношений стран Латинской Америки (XX – начало XXI вв.). М.: Навона, 2008.

Слезкин Л. Ю. История Кубинской республики. М.: Наука, 1966.

Последнее изменение: Пятница, 15 Апрель 2016, 11:41